ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА КАК АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

© В.К.Житарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Усложнение объектов авиационно-космической техники предъявляет все более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ее эксплуатацию.

В настоящее время отсутствие четких и обоснованных рекомендаций современной педагогической науки по повышению качества подготовки специалистов различного уровня затрудняет решение этой задачи.

Одной из основных причин такого положения дел, по нашему мнению, является недостаточное проникновение в педагогическую науку математических методов, позволяющих создать непротиворечивую алгоритмическую модель специалиста,

С целью возможности имитационного моделирования процесса формирования специалиста в докладе предлагается рассматривать процесс обучения как процесс создания экспертной системы для определенной предметной области.

Показано, что такие экспертные системы, создаваемые на основе закономерностей обработка информации мозгом, открытых теорией искусственного интеллекта, позволят математически строго определить:

1) объем необходимых для специалиста знаний (фактов);

2} структурную организацию знаний специалиста по годам обучения дисциплинам, разделам и видам занятий;

3) обоснованные методы представления информации обучаемым.