ФИЗИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ШКОЛЬНОЙ АСТРОНОМИИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ШКОЛЬНОЙ АСТРОНОМИИ

© А.Ф.Беленов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Как известно, педагогическая и научная деятельности Циолковского тесным образом связана с модельными экспериментами, которые в значительной мере стимулировали теоретические исследования по механике будущих космических полетов. Важным достоинством таких экспериментов является их конкретность и наглядность, способствующая лучшему пониманию проблемы и постановку исследовательских задач. И, хотя школьное образование в большей степени связано с передачей уже накопленных знаний, моделирование астрономических явлений на уроках физики, астрономии и естествознания весьма актуально, тем более, - в условиях все возрастающего потока информации и имеющей место формализованности содержания современного естественнонаучного образования.

Предлагается вниманию ряд нетрадиционных для школьного лабораторного практикума разработок по моделированию космических явлений, которые могут быть полезны как дидактические материалы на уроках астрономии, в также физики и естествознания:

1. Модель прецессии равноденствий с «регулированием приливной силы».

2. Иллюстрация дифференциального вращения Земли и других небесных тел.

3. Моделирование зарождения Солнечной системы.

4. Имитация блуждания малык планет.

5. Мини-планетарий на базе проекционного аппарата.

6. Моделирование грозовых разрядов.

Хотелось бы подчеркнуть значимость легко воспроизводимых опытов, не требующих специальной техники и дорогого оборудованных кабинетов. Это важно не только в условиях нэдостаточной материальной базы, но и для развития системы домашних экспериментальных заданий, формирующих у учащихся навыки исследовательской работы.