ИНТЕРЕС К АСТРОНОМИИ КАК ВАЖНЫЙ МОТИВ УЧЕНИЯ

ИНТЕРЕС К АСТРОНОМИИ КАК ВАЖНЫЙ МОТИВ УЧЕНИЯ

© Е.П.Левитан
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

1. В докладе на предыдущих Чтениях памяти К.Э. Циолковского автор обсуждал проблему становления выдающихся деятелей космонавтики, стартовавших в космонавтику с детского или юношеского увлечения астрономии. Однако астрономия не •только играет роль фундамента аэрокосмического образования, но и по сути своей играет целеобразующую и "инженерную" роли (выбор траекторий и времени полётов, информация о физических условиях в исследуемых областях космоса или на небесных телах).

2. В последнее время резко ухудшилось положение с преподаванием астрономии в школе: как и прежде, её нет в 9-летней школе; а в старших классах (X-XI) астрономия переведена в "предмет по выбору" (!). Парадоксальность этого очевидна: в стране, переживающей экономический и духовный кризис, подрастающее поколение обречено на астрономическое невежество, открывающее широчайшие возможности для дальнейшего развития "бессовестного мракобесия" (астрология, магия, "целительство" и т.п.). Против этого должна выступать вся педагогическая общественность.

3. В сложившихся условиях необходимо привлечь внимание старшеклассников к изучению астрономии, чтобы она стала "предметом по выбору". Необходимо, во-первых, организовать непрерывное формирование основных понятий астрономии и космонавтики на протяжении всех лет обучения в школе. Во-вторых, надо сделать астрономию интересной для выпускников. В отличие от традиционных автор предлагает "клиентоориентированный подход", известный в прикладной психологии.

4. Автор, считая интерес учащихся к астрономии мотивом к учёбе вообще, возлагает значительные надежды на реализацию "клиентоориентированного подхода". Этот подход существенно дополняет авторскую концепцию астрономического образования, основывающуюся на таких идеях, как астрофизическая направленность курса астрономии, гуманизация школьной астрономии, оптимизация процесса обучения с помощью соответствующего комплекса современных методов и средств обучения.