К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ШКОЛЬНОЙ АСТРОНОМИИ

© А.К.Киселев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Описательный подход к изложению школьного курса астрономии отдаляет учащегося от предмета. Отсутствие внутренней проблематики, гипотетико-дедуктивных цепочек отражается потерей содержательной мотивации. Собственно и сама система полученных знаний при описательной подаче носит символический характер и трудно ассоциируется с предметом этого знания.

Действительно ли цель оправдывает средства? Стоит ли давать много постулатов или же целесообразнее за то же время проследить одну единственную цепочку, дедуктивно

вытягивающую единичный элемент знания? Насколько ценно самосознание по отношению к совокупности средств его достижения, которая подчас остается неосвещенной? Эти проблемы волновали Циолковского.

Данная проблематика на базе Нижегородского Центра аэрокосмического образовании решается в пользу углублении в методологию, в глубокий анализ именно способов постижении знании. Целесообразность такой методологической ориентации разрабатываемых курсов уже на сегодняшний день оправдана высокими результатами учащихся Центра