К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ: ВКЛАД В ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ

© В.П.Фролов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1998 г.

1. Россия - родина цельнометаллического дирижабля, изобретенного К.Э.Циолковским.

В докладе дана краткая историческая справка о развитии Циолковским идеи постройки металлического управляемого аэростата (дирижабля) до теоретической разработки им проекта жесткого дирижабля с металлической обшивкой (1890-1893 гг.) и последующих усовершенствований конструкции воздухоплавательных аппаратов данного типа (1904-1915 гг.). Апробация Циолковским своего проекта дирижабля в 1887 г. в Политехническом музее в Москве на заседании физического отделения Общества любителей естествознания (за десять лет до осуществления проекта дирижабля Цеппелином в Германии).

2. В 1932-1933 гг. Циолковским издана работа "Аэростат металлический управляемый" (1892-93 гг.). На изобретение металлической оболочки для дирижабля им были получены патенты в Германии, Франции, Италии, Англии, Бельгии, Австрии и России (привилегия №19735 от 31 августа 1911 г.).

3. Признание весомости творчества Циолковского по проблеме металлического дирижаблестроения в послереволюционный период. Конкретные меры по решению проблемы постройки "жестких и вообще больших дирижаблей" в 1922-23 гг. предпринимает НТК Глаавоздухофлота. К этим работам привлечены ЦАГИ, МВТУ, ВВА им. проф. К.Е.Жуковского и другие организации. ,,

Доклад К.Э. Циолковского 23 августа 1923 г. о своем проекте Цельнометаллического дирижабля в ВВА им.проф. Н.Е.Жуковского на расширенном заседании секции Военно-Научного Общества (ВНО). Избранив К.Э. Циолковского Учетным профессором Академии и почетным членом ВНО.

Проведение в 1927 г. первой научно-технической конференции в стране по дирижаблестроению.

Разработка в начале 1928 г. в ЦАГИ, по поручению НТУ ВСНХ, программы развития дирижаблестроения в СССР на пять лет (1928-1933 гг.). По поручению НТУ ВСНХ в ВВА им. К.Е.Жуковсксгс ставятся систематические исследования по прокатке и электроконтактной сварке тонколистовых сталей толщиной от 0,05 до 1,0 мм.

Начало подготовки инженерных кадров по дирижаблестроению в МВТУ, МАИ, ВВА им. Н.Е.Жуковского (1930-1932 гг.) и затем (с 1933 г.) в Дирижаблестроительном учебном комбинате (ДУК) в Тушино.

4. Деятельность специализированного предприятия по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей - "Дирижаблестрой" (1931-1940 гг.). В нем были построены и проходили опытную эксплуатацию дирижабли разных типов (для накопления опыта): мягкие, полумягкие, полужесткие. Был проведен также ряд значительных опытно-конструкторских работ по жестким дирижаблям, в том числе построен макетный цельнометаллический дирижабль. В его конструкции реализована одна из идей Циолковского - применена оболочка из тонкостенных гофрированных листов из нержавеющей стали. Позже был создан проект жесткого дирижабля Д-100 (1939 г.) с расчетной дальностью полета 12000 км и продолжительностью 100 часов при экипаже 32-34 человека и числе пассажиров, равным 50.

Угроза надвигавшейся мировой войны и бурный прогресс в развитии авиации резко изменил планы дирижаблестроения. В начале 1940 г. работы по дирижаблям на предприятии были прекращены.