МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХ СВОЙСТВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХ СВОЙСТВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

© Б.А.Наумов, В.Н.Трофимсв, Л.Е.Шевченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1998 г.

Основная целевая функция технических средств подготовки космонавтов (ТСПК) характеризуется их обучающими свойствами, которые являются наиболее важными потребительскими свойствами при оценке качества ТСПК. В настоящей работе рассматривается методологическая основа оценки обучающих свойств ТСПК, включающая системный подход, который заключается в следующем:

1. Оценка обучающих свойств технических средств подготовки космонавтов (ТСПК) как эргатической системы включает рассмотрение качества составляющих ее звеньев: человека-оператора, изделия и среды, в которой происходит функционирование системы.

2. B качестве обобщенного показателя обучающих свойств предлагается использовать показатель работоспособности, который является комплексным, функционально зависимым от информационных показателей (психофизиологических и технических) выполнения целевой функции.

3. Оценка уровня показателя обучающих свойств ТСПК происходит путем сравнения характеристик оцениваемого изделия с характеристиками эталона. Критерием оценки обучающих свойств в этом случае будет степень адекватности векторов работоспособности и реального объекта по результатам выполнения тестовых задач одним и тем же подготовленным экипажем (членом экипажа).