ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРБИТАЛЬНОЙ ФАЗЫ СБОРКИ МКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРБИТАЛЬНОЙ ФАЗЫ СБОРКИ МКС

© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
1998 г.

Сооружение Международной космической станции (МКС) является уникальной задачей для такой дисциплины, как технология производства летательных аппаратов, Ничего похожего в самолето- и ракетостроении мы не наблюдаем, за исключением сборки орбитального комплекса «Мир», как непосредственного прототипа МКС. Отдаленной аналогией может служить процесс достройки морских судов после спуска со стапелей на воду. Технологические задачи, которые планируется решить в орбитальном полете, в любой другой области техники считались бы типично заводскими, никак не совместимыми с процессом эксплуатации.

В более ранних работах автор обосновал и использовал представление о технологической деятельности в космическом пространстве как о целостной эргатической системе, обладающей эмерджентными свойствами, а также аргументировал определение работ по сборке, выполняемых на орбите, как продолжение и/или завершение наземного заводского цикла изготовления объекта s специфических условиях космического полета. Наиболее выпукло эти подходы проявляются и подтверждаются в технологической концепции создания МКС.

Рассматриваются особенности технологического процесса сборки на орбите: инженерная подготовка производства с большой долей компьютерного моделирования, экспериментальная отработка операций в процедурах наземного полунатурного моделирования, профессиональная подготовка исполнителей (космонавтов и астронавтов), специфическая оснастка и инструментарий (манипуляторы, скафандры, средства фиксации и др.), взаимодействие манипуляторов, непосредственное взаимодействие (хореография) человека (члена экипажа) с манипулятором на внешней поверхности модулей в открытом космосе, обеспечение безопасности, вопросы сотрудничества международных партнёров вплоть до преодоления языкового барьера в процессе управления полетом на этапе строительства.