ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ А.Л.ЧИЖЕВСКОГО В СВЕТЕ НОВЫХ ПАРАДИГМ

© О.В.Панферова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

В докладе обращено внимание на актуальность проблемы формирования у школьников нового планетарного мышления и сознания, на значимость потенциала научно-культурного наследия А.Л.Чижевского в этом ключе.

Каждый из творцов нового мировоззрения XX века — В.И.Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский, В.М.Бехтерев и др. -— своими трудами формировал новое планетарное мышление земного человека в свете Великого единства Человека, Планеты, Вселенной.

Научный поиск Чижевского был направлен на познание законов Вселенной, на доказательство их общности, всесущнооти и гармонии как для микрокосма (Человека), так и для макрокосма (Вселенной): "Кровь общая течет по жилам всей вселенной".

Новая парадигма науки и новая парадигма мировоззрения изменят школьные программы. Фундаментом нового образования должны стать знания о Человеке, о движущих силах его развития, о взаимосвязи Человека и Космоса, о законах природы, управляющих всем мирозданием. Научно-культурное наследие Чижевского несат в себе все эти составляющие нового знания.

Проводимые в КГПУ кафедрой педагогики (зав. кафедрой — Д.М.Гришин) разработки наследия ученых космистов — зерна нового направления на пути разворота школьных программ лицом к новому восприятию мира.