СПЕЦКУРС «КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© Д.М.Гришин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Нормативных курсов по проблемам космического образования и воспитания ни в школе, ни в вузе пока нет: они не предусмотрены учебными планами и стандартами. Стихийно они, конечно, возникают и разрабатываются. Так, создан спецкурс по космической педагогике в Калужском госпедуниверситете им. К.Э. Циолковского.

Курс открывается общим разделом "Что изучает космическая педагогика". Это раздел общей педагогики, призванный изучить воспитание готовности человека к оптимальному взаимодействию с Космосом, к творческому познанию Космоса, к развитию планетарного мышления и соответствующей деятельности. Особое место здесь занимает К.Н. Вентцель, который первым в отечественной педагогике дал научное определение космического воспитания.

Далее мы обращаем внимание студентов к истокам космизма — легендам и мифам о мироздании. Мы предлагаем студентам большой материал об основоположниках русского космизма — К.Э.Циолковском, А.Л.Чижевском, В.И.Вернадском, Н Ф.Федорове и др. Вычленяем педагогический аспект в их научном творчестве.

Логика требует изложения таких проблем, как мировоззрение русских космистов, космическая этика -— научная основа космической нравственности,

соответствующая эстетика. Какими должны быть учитель и школа будущего в представлении К.Э. Циолковского.

Мы знакомим также студентов с космическими объединениями школьников и студентов и космическими центрами г, Калуги и области.

Теоретическая работа спецсеминара подкрепляется практическими занятиями студентов.