ВЛИЯНИЕ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Н.В.Карташев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Проблема социального становления молодежи всегда являлась предметом изучения прогрессивной российской интеллигенции. Годы жизни К.Э. Циолковского приходятся на период расцвета русского общества, когда активно развивались наука, культура, искусство, социальная сфера.

Известно, что Циолковский немало думал о здоровом образе жизни человека, предлагал упорядочить его труд и отдых. Свой отдых, как и другие русские интеллигенты, он подчинял творческому, духовному росту, поиску личностных ориентиров, увлекаясь искусством, творчеством. Например, он бывал на домашних концертах у своих калужских друзей; посещал в городском парке в летнее время выступления военного оркестра; увлекался музыкальным театром. Обычно он сидел в первом ряду партера на спектаклях гастролировавших а Калуге музыкальных театров и, приставив к левому уху руку рупором, слушал музыку. Можно предполагать, что только ранняя глухота не позволила ему приобщиться и к спектаклям драматического театра. Традиции музицирования существовали и в доме самого Циолковского,

Таким образом, можно сказать о том, что образ жизни и творческая деятельность Циолковского оказывали и оказывают положительное влияние на социальное воспитание человека как семьянина, жителя города, гражданина России, человека Мира.

Современное социальное воспитание человека может осуществляться в процессе переосмысления жизни ученого-гуманиста, реалистического понимания функций и роли ученого как носителя русской духовности. Предлагая комплексный взгляд на человека, его место и роль в масштабе микросоциума и Вселенной, Циолковский выдвигал философскую идею о безграничности саморазвития личности человека, что является чрезвычайно важным обстоятельством социализации современного индивида.