ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАДИГМАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЛЕДИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАДИГМАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЛЕДИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.Л.Прасолова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Выбирая в качестве предмета исследования педагогический потенциал наследия К.Э. Циолковского, мы ставим перед собой следующие задачи: охарактеризовать смысл самого понятия "педагогический потенциал", определить пути научного исследования, т.е. выбрать модель познания педагогического потенциала наследия Циолковского, приемы или операции, адекватные этой модели познания.

Многогранность его творческого наследия, неординарность его мышления и неоднозначная интерпретация его философских идей потребовали обращения к современной философии и методологии науки. Основополагающим для выявления педагогического потенциала наследия Циолковского, на наш взгляд, может являться представление о естественнонаучном и гуманитарном подходе в познании действительности.

Изучая наследие Циолковского, каждый педагог обращается к той или иной парадигме в изучении трудов ученого в зависимости от специализации и мировоззренческой ориентации.

Мир - един, но люди видят его по-разному. Эта точка зрения является определяющей в парадигмально-аксиологическом подходе и в оценке педагогического потенциала наследия К.Э. Циолковского.