НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

© А.В.Лыфенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Рассмотрение научного, литературного, педагогического творчества К.Э. Циолковского представляет возможность реализовать принцип историзма в практике педагогического образования, который проявляется в преподавании таких дисциплин как: история педагогики, философия и история образования, история математики, химии или физики. Однако анализ современного состояния обучения в педагогических университетах говорит о том, что принцип историзма в преподавании методик специальных дисциплин не реализуется.

Таким образом, возникает необходимость в разработке специальных курсов историко-методической направленности, что неизбежно ставит ряд проблем, среди которых можно назвать такие: определение принципа отбора содержания курса и способа структурирования учебного материала.

Здесь видятся следующие подходы:

- рассмотрение русской методической школы в контексте отечественной педагогической традиции на краеведческом материале (К.Э. Циолковский, А.Я.Хинчин, П.Л.Чебышев, Е.Р.Дашкова);

- рассмотрение становления русской методической школы под влиянием европейской;

- изучение истории методических идей в контексте диалога культур.

Среди способов структурирования учебного историко-методического материала можно назвать следующие: хронологический, тематический, монографический.

Преподавание дисциплины историко-методической направленности неизбежно столкнется с проблемой огромного объема изучаемой и анализируемой студентами литературы, которая в большинстве своем будет представлена первоисточниками и значит, будет трудно доступной. Использование компьютерных технологий дает возможность снять эту проблему.