ОБ ИСТОРИИ НАЗЕМНОЙ ОТРАБОТКИ И ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ МБР Р-16 НА КОСМОДРОМЕ БАЙКОНУР

© А.И.Зинченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
1999 г.

13 мая 1959 г. одновременно вышло два Постановления правительства на создание боевых ракетных комплексов (БРК) с головными разработчиками ОКБ-1 (С.П.Королев) - Р-9 и ОКБ-586 (М.К.Янгель) - Р-16. Хотя это были двухступенчатые ракеты для решения однотипных задач по уничтожению защищенных объектов на территории вероятного противника, по конструкции у них были большие различия.

МБР Р-16 разрабатывалась в городе Днепропетровске в ОКБ-586. В разработку этого комплекса М.К.Янгель вложил свой опыт участия в создании ракет средней дальности: королевской Р-5, и своих Р-12, Р-14.

Для проведения летных испытаний МБР Р-16 на Байконуре были построены наземный стартовый комплекс (площадка 41), техническая позиция (пл. 42), измерительный пункт (ИП-2) и хилой городок (пл. 43). На базе 347-го инженерного полка РВГК с 16 марта 1960 г. началось формирование 39-ой отдельной инженерной испытательной части под командованием А.А.Кабанова.

В докладе, на основании документов и воспоминаний ветеранов РВСН, приводится история проведения автономных и комплексных испытаний технической позиции, и стартового комплекса, а также летных испытаний МБР Р-16; анализируются причины катастрофы при первом запуске ракеты 24 октября 1960 г.; раскрывается дальнейшая судьба этой пусковой установки и всего стартового комплекса на пл. 41; рассматриваются задачи и проблемы связанные с улучшением оперативных характеристик БРК.

Освещается история создания группового шахтного стартового комплекса "Шексна" (пл. 60 - конструкции Е.Г.Рудяка КБ СМ), в котором принимала активное участие вновь сформированная 43-я отдельная испытательная часть под командованием В.К.Железнякова. Приводятся сведения о переоборудовании пусковой установки (пл. 41а) МБР Р-26 под испытания МБР Р-16.