ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ТРЕНАЖА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ТРЕНАЖА

© В.А.Дикарев, А.Н.Потапов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1999 г.

Причиной несоответствия оценки обученности космонавтов на компьютерных системах тренажа (КСТ) по отношению к штатной технике (ШТ) является не что иное, как наличие неучтенных навыков, которые порой являются вредными, хотя воспринимаются как нужные. Из теории психологии и педагогики известно, что навыки - это доведенные во время тренировок до автоматизма действия. Однако, так же известно, что действия можно классифицировать как правильные и ошибочные (отрицательные). Поэтому, целесообразно ввести понятия "навыков" согласно их классификации действий: правильные навыки (ПН) - это доведенные во время тренировок до автоматизма правильные действия; отрицательные навыки (ОН) - это доведенные во время тренировок до автоматизма ошибочные действия. С учетом этого, конфликт обученности R(w) заключается в наличии ошибок идентификации навыков: часть ПН воспринимается как ОН и наоборот - часть ОН как ПН. Для формализации этих ошибок уместно ввести следующие понятия: ложные действия (ошибка первого рода) — это действия, которые принимаются как правильные, хотя на самом деле они отрицательные; пропуск правильных действий (ошибка второго рода) - это действия, которые принимаются как отрицательные, хотя на самом деле они положительные. Согласно такой классификации ошибок идентификации действий, которые безусловно преобразуются при доведении действий до автоматизма в ошибки идентификации навыков, уместно ввести определения ошибочных навыков: ложные навыки (ЛН) -это доведенные во время тренировок до автоматизма правильные действия, которые на самом деле являются ошибочными; пропуск правильных навыков (ППН) - это доведенные во время тренировок до автоматизма ошибочные действия, которые на самом деле являются правильными. Ввод такой обобщенной классификации навыков позволяет определить факторы существования R(w). К таким факторам можно отнести: несоответствие групповых и индивидуально-психологических качеств космонавтов; несовершенство методик проведения тренировок; некомпетентность инструкторского состава; неадекватность КСТ по отношению к ШТ. Очевидным является то, что если первые три фактора, присущие как для КСТ, так и для ШТ, в силу их однородности происхождения при оценке уровня навыков могут быть скомпенсированы (они не влияют на расхождение оценок навыков, приобретаемых на КСТ и реальной технике при выполнении условия их идентичности), то последний проявляется только на КСТ и не может быть скомпенсирован как первые три. Поэтому, основной причиной R(w) является неадекватность КСТ по отношению к ШТ. С учетом этого разработан математический аппарат, позволяющий R(w).