ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Российское образование сегодня переживает период глубоких изменений. Идет поиск новой модели школы для XXI в. Успех реформ во многом зависит от эффективности самого образовательно-воспитательного процесса.

Разрабатывая модель школы - "далекий идеал", К.Э. Циолковский в созданной им концепции воспитания обращал серьезное внимание на социализацию образования.

Созданные им социально-педагогические проекты, образовательные программы тесно взаимосвязаны друг с другом, так как были ориентированы на то, чтобы "научить жить, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином"

[К.Э. Циолковский. Какой тип школы желателен? // Архив РАН, ф.555, оп.1, д.386, л. 1-6].

Весьма актуальны с точки зрения современных концепций реформирования образования и школы высказанные К.Э.Циолковским идеи о единстве процесса реформирования общества и школы; его взгляды на школу как "социальный институт", отражающий взгляды ученого и педагога на нравственные принципы и ценностные установки, призванные влиять на формирование гуманистических целей школы, определяющих ее путь в XXI в.