ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© С.А.Нижников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
1999 г.

Мировоззрение К.Э. Циолковского формировалось под воздействием факторов, обусловленных социальной и духовной обстановкой в России конца XIX - первой трети XX вв. Естественно, что оно вобрало в себя и противоречия эпохи.

Циолковский оказался в поле притяжения двух, в то время противоречащих друг другу установок. С одной стороны, - это христианская среда, в которой проходило его детство и отрочество, с другой, - просветительско-рационалистическое влияние, которое пришло с Запада и было усилено его собственными естественнонаучными интересами. Если первая установка характерна более для его подсознательного уровня, то вторая - определяла всю его сознательную и научную деятельность. Эта борьба двух начал особенно проявляется в трактовке Циолковским вопросов, которые традиционно относятся к области метафизики и этики.

Циолковский, по духу проповедовавший чуть ли не христианскую любовь к человеку и всему сущему, не смог построить и вытекающей из нее гуманной этики. Противоречия в его этике связаны с противоречием его личности: как человек он гуманист, а как естествоиспытатель он больше заботится о космических законах, чем о свободе и ценности человека. Налицо перенесение каузальных и механических связей и законов природы на собственно человеческую жизнь.

Нельзя сказать, что Циолковский был человеконенавистником, своего рода "ницшеанцем". Он любил не только атомы, но и человека, однако его внутренняя любовь не смогла реализоваться в адекватной ей концепции. Очевидно, причиной этому была его мировоззренческая, рационалистически-просветительская и натуралистическая установка, сформировавшаяся в результате проходивших в то время в России социально-экономических, политических и научных процессов.

Засилье позитивизма и вульгарного материализма коснулось и мировоззрения Циолковского.