ПРОБЛЕМА ОШИБОК В ТВОРЧЕСТВЕ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО И ДРУГИХ УЧЕНЫХ

ПРОБЛЕМА ОШИБОК В ТВОРЧЕСТВЕ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО И ДРУГИХ УЧЕНЫХ

© Л.В.Лесков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
1999 г.

К.Э. Циолковский известен как основоположник космонавтики, ученый и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Менее известны его работы в области космической философии. Заслуги Циолковского признаны во всем мире.

Творчество Циолковского, как и любого другого крупного деятеля науки, не свободно от ошибок. В последнее время к этой стороне его творческого наследия возрос интерес, причем усилиями представителей некоторых средств массовой информации приобрел, к сожалению, нездоровый оттенок. Поэтому пришло время внести в этот вопрос ясность.

Можно предложить следующую классификацию типичных ошибок, допускаемых учеными в своей творческой работе:

1. Ошибки теоретиков, приведшие к тяжелым социально-политическим и экономическим последствиям в региональных и национальных масштабах. Такую плату в XX в. дважды заплатила наша страна Первый раз за ошибочную политику руководства СССР, опиравшегося на не выдержавшую испытания временем официальную идеологию, а второй - в период либерально-демократических реформ, проводившихся в РФ командой младореформистов из числа "чикагских мальчиков" во главе с Е.Т.Гайдаром, которые не учитывали даже прямых советов своего учителя Дж.Сакса.

2. Ошибки ученых, использованные политическим руководством в своих корыстных политических целях и нанесшие серьезный ущерб науке и практике. Таковы были "теория мирового льда" Гербигера в нацистской Германии, "мичуринская биология" Т.Д.Лысенко и борьба против "буржуазной лженауки кибернетики" в нашей стране.

3. Неудовлетворительные технические решения и проекты, принесшие большой вред (неудачная конструкция ядерного реактора, строительство каскада ГЭС на Волге).

4. Частные ошибки ученых, приводившие к задержке научного прогресса. Это, например, упущение Л.Д.Ландау и В.Л.Гинзбурга, которые, работая над теорией сверхпроводимости, не заметили возможности объединения электронов в пары.

5. Поспешные научные обобщения. К их числу можно отнести теорию энергетизма В.Оствальда, отрицавшую существование атомов, и астробиологию Г.А.Тихова, описывавшую сезонное поведение растительности на Марсе.

6. Несостоявшиеся научные открытия. Типичный пример - широко разрекламированное сообщение члена Французской Академии, профессора Р.Блондло об открытии нового вида излучений - N-лучей, свойства которых намного превосходили лучи Рентгена.

7. Заблуждения крупных деятелей науки, не оказавшие заметного влияния на ее развитие. К их числу относится увлечение И.Ныотона алхимией и теологией, неприятие им волновой теории света, а А.Эйнштейном -квантовой механики. Однако масштаб творческой личности этих ученых был таков, что последующий аналитический разбор допущенных ими просчетов оказал стимулирующее воздействие на развитие науки.

8. Ошибки ученых, не получивших систематического образования. Такие ошибки остались, как правило, фактом личной биографии допустившего их ученого и лишены сколько-нибудь общезначимого веса. Именно таковы практически почти все ошибки К.Э. Циолковского, который приобрел все свои знания в основвном путем самообразования. Обзор этой стороны его творческого наследия выполнил недавно Г.М.Салахутдинов. К сожалению, однако, проведенный им анализ носит тенденциозный характер.

Особняком стоят философские труды Циолковского, большая часть которых до сих пор не опубликована. При жизни ученого издание этих его трудов было запрещено, т.к. они не соответствовали официальной идеологии. В трудах философской секции Научных чтений памяти К.Э. Циолковского анализу этой части его наследия уделено большое внимание (доклады А.Д.Урсула, В.В.Казютинского, Л.В.Лескова, В.М.Мапельман и др.). Система философских воззрений Циолковского является органической частью общественно-научного течения известного как русский космизм.

Из выполненного анализа ясно, почему проблема ошибок, допущенных Циолковским, не вызывала особогс интереса у исследователей его творчества. Это былк типичные ошибки ученого - самоучки, не оказавшие заметного влияния на характер его основных научных достижений и оставшиеся не более, чем частным факток его творческой биографии.