ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Ю.Н.Смагин, Н.С.Алексеев, В.А.Карелин, В.К.Кузнецов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
1999 г.

Признаки разнообразия, разностороннего развития, составляющие ядро содержания понятия "диверсификация", являются и чертами личности и творческого пути К.Э. Циолковского, который обосновал направления диверсификации космонавтики будущего, включая возникновение космического производства на основе развития космических технологий.

Диверсификация - устойчивая тенденция нынешнего этапа развития ракетно-космического производства и ключевая проблема стратегического планирования производства РКТ, имеющая концептуальные, экономические и производственные компоненты.

Специализация и диверсификация космического производства находятся в своего рода отношении дополнительности. Рациональная степень диверсификации не является инвариантом, а скоррелирована с его масштабом. Один из подходов к гармоничному сочетанию указанных начал состоит в создании гибкой конфигурации кооперативных связей узкоспециализированных производств. Другой способ разрешения противоречия демонстрируют концерны АРКП США - многоотраслевые объединения со

специализированными отделениями.

Создание конкурентоспособных изделий и услуг как главная цель диверсификации требует консолидации производственных потенциалов и финансовых активов, что приводит к появлению в РКП суперструктур, подобных концерну США "Локхид-Мартин". Экономический базис стратегии организационной интеграции определяется системным эфектом субаддитивности затрат. Последний заключается в том, что общие затраты суперконцерна на производство некоторого объема продукции ниже суммы затрат отдельных компаний, необходимых для совокупного производства ими того же объема продукции.

Концептуально проработанная диверсификация является условием и способом осуществления конверсии РКТ.

Анализ тенденций развития РКП позволяет предположить, что в ближайшие годы диверсификация будет служить эффективным средством рыночной экспансии предприятий РКП и стимулирующим фактором концентрации производства РКТ. Возрастает роль диверсификации в реализации конверсионых программ предприятий РКТ, интеграции рынков гражданской и военной продукции. Инновационная насыщеность процессов диверсификации будет обеспечивать оперативную реакцию производителей РКТ на запросы рынка, и активно формировать новые рыночные ниши.