ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ВСЛЕД ЗА К.Э.ЦИОЛКОВСКИМ

ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ВСЛЕД ЗА К.Э.ЦИОЛКОВСКИМ

© Е.А.Балашова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

По мнению К.Э. Циолковского, прогресс организмов шел непрерывно и в будущем человек должен был бы стать великаном. Человек постепенно перерождается - из жалкого просителя он становится в воинственную позу и начинает требовать истину у природы. Но есть и другая причина симпатии к великану. На фоне тех путей, которые предлагала наука: а) познание материи человеком или б) познание человека в качестве продукта эволюционного развития, - путь познания мира, предложенный Циолковским, выглядит особо. Он считал, что главным образом нужно познавать материю через человека. В связи с этим возможно предполагать, что именно в великане с наибольшей силой отразится главное свойство материи - "желание жить и познавать". С одной стороны, великан обладает высшей стадией развития мозга, но, с другой стороны, по причине больших размеров и большей площади соприкосновения с окружающим пространством, через великана сможет больше преобразоваться материи. Особенно интересным представляется восприятие Циолковским пространства и времени как "результата работы мозга высшего разума".

В докладе прослеживается, как на фоне малохудожествен¬ных фантастических выкладок Циолковского, его идею о познании материи через человека воплотили в своем творчестве такие художники слова, как А.Островский, А.Платонов, Н. Заболоцкий.