ХРИСТИАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.Е.Дегтярева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

Многие представители русской интеллектуальной элиты конца XIX - начала XX в. были охвачены волной "мировых идей" - строительства нового общества. Самыми масштабными среди них были утопии строительства социалистического "всеединства", к которым относится и концепция социального строительства К.Э. Циолковского. Как и многие утопические проекты, она с трудом укладывается в рамки Христианства. Хотя сам К.Э. Циолковский характеризует свое мировоззрение как "христианское", к его взглядам, скорее подходит определение С.Л.Франка, как "типического образца ереси".

Как известно, Циолковский призывал к перестройке общества "не путем насилия, горя, а путем просвещения", вместе с тем, он не отрицал и "необходимость жестоких переворотов". Поэтому, основываясь на классификации С.Л.Франка, концепцию социального строительства К.Э. Циолковского можно охарактеризовать как "принудительную теократию".

Эсхатологическая идея существования Царствия Божьего, немыслимого без социальной правды, выразилась в творчестве Циолковского в убеждении, что это Царство правды достижимо разумным усилием человечества через техническое освоение земли и космоса, рациональное планирование жизни. Включившись в поиски «Царствия Божьего», Циолковский предложил свой вариант водительства к нему. При этом он не мог не обращаться к будущему России, практически отказавшейся на его глазах от христианского наследия, и стоявшей перед альтернативой социалистической.

Взаимоотношения между философской и христианской традициями вообще и в творчестве К.Э. Циолковского в частности остаются предметом споров. Но кажется справедливым вывод, который был сделан С.Л.Франком, - от несовершенства мира и "внутреннего несовершенства можно освободиться только внутренним духовно-нравственным деланием".

 
 

Ссылки партнёров