К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О СТАРТЕ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О СТАРТЕ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ

© В.В.Балашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2000 г.

В работах по ракетодинамике и ракетной технике К.Э. Циолковский последовательно разрабатывает динамическую схему выведения КА на околоземную орбиту. Основные компоненты этой схемы - старт, полет в атмосфере с использованием аэродинамической подъемной силы и тяги ВРД, выведение на орбиту ИСЗ с использованием ЖРД. Определив изначально, что для космической ракеты "вертикальный подъем невыгоден, выгоднее наклонный", Циолковский в дальнейшем рассматривает, как правило, наклонный взлет. Предварительный наземный разгон на "эстакаде Циолковского" дает возможность создать аэродинамическую подъемную силу, достаточную для того, чтобы ракета могла лететь дальше "горизонтально или наклонно, восходящим путем". Чтобы обеспечить необходимый подъем рельсового пути для ускоренного движения ракеты и по возможности уменьшить энергозатраты на преодоление аэродинамического сопротивления, Циолковский предлагал прокладывать трассу наземного разгона "как можно выше в горах". Рельсовый путь рассматривался им прямолинейным с постоянным углом наклона к горизонту, однако предусматривалась возможность создания трассы криволинейного профиля с постепенным увеличением угла наклона к горизонту. Примерами конструктивного воплощения "реактивного прибора" для рассматриваемого варианта старта у Циолковского являются "земная подготовительная ракета" и "космические ракетные поезда", использующие принцип буксировки для передачи тягового усилия от двигателей передней ракеты к последующим ракетам в составе "поезда". Простейший двухступенчатый вариант "поезда" предложен Циолковским в виде комбинации самолета-буксировщика, оснащенного ВРД, и соединенной с ним тросовой связью крылатой ракеты с ЖРД. В этой схеме осуществляется т.н. воздушный старт космической ракеты.

В настоящее время некоторые идеи Циолковского по осуществлению старта реализованы на практике, другие воплощены в конкретных технических разработках. Так, наклонный взлет осуществляют отечественные и зарубежные самолеты морской авиа¬ции, базирующиеся на авианосцах, оборудованных специальными "трамплинами". Разработанная фирмой OSS ракета "Pegasus", предназначенная для запуска малых ИСЗ, стартует, отделяясь от самолета L-1011. Разработан ряд отечественных проектов авиационно-космических систем с использованием в качестве самолета-носителя транспортных самолетов Ан-124, Ан-225, Ту-160, МиГ-31. Принцип буксировки воплощен в проектах авиационно-космических систем семейства Eclipse, разработанных фирмой KST. В качестве самолетов-буксировщиков предполагается использовать самолеты В-747 и С-141А. Идея наземной разгонной ступени реализована в проектах "ракетной тележки", платформы, разгоняемой линейным электродвигателем, платформы на воздушной подушке. Т.о., с развитием космической и ракетной техники становятся востребованными оригинальные идеи и технические предложения, которыми так богато творчество Циолковского.