КОСМОС К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2000 г.

1. В основаниях современной науки находит эффективное применение идея универсального или глобального эволюционизма, который рассматривает как единый процесс эволюцию различных структурных уровней мира - от космологического до био¬логического и социального. По сути, эта идея не нова. Еще в XIX веке она разрабатывалась А.Гумбольдтом в его замечательном труде "Космос". Многие аспекты идеи универсального эволюционизма серьезно углубили А.Уайтхед, В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден и др. Некоторые аспекты этой идеи содержит и космическая философия К.Э. Циолковского - но в довольно специфической форме.

2. Космос К.Э. Циолковского выступает как целостная динамическая система, в которую включены существа, олицетворяющие "высший разум", в будущем к ним присоединится и наше человечество. Космос находится в общем потоке изменений: одни структуры различных уровней возникают из других, эволюционируют и распадаются, а образующие их "атомы-духи" вступают в бесконечное число новых комбинаций. Эти изменения, в общем обратимые, Циолковский видел как единый процесс коэволюции микромира, мегамира и космического разума. Специфика глобального эволюционизма в космической философии Циолковского состояла в том, что эволюция подчиняется, с одной стороны, "причине Вселенной" и ее "воле", а с другой - направляется разумом космических цивилизации и включает их преобразующую деятельность. Таким образом, глобальный эволюционизм в понимании Циолковского, т.е. совокупность эволюционных процессов в нашем и других космосах, не самодостаточен и в конечном счете дополняется креационизмом - сотворением космоса "первопричиной".

3. Современный этап разработки идеи глобального эволюционизма имеет ряд особенностей, качественно отличающих его от всех предшествующих ее вариантов - в том числе и от варианта, представленного космической философией.

Если раньше физика, по сути, выпадала из идеи глобального эволюционизма, оставаясь наукой неэволюционной, то после появления синергетики (работы И.Пригожина, Г.Хакена и др.) ситуация совершенно изменилась. Идеи эволюции и самоорганизации проникли и в физику. Сама наука прослеживает сейчас единую цепь процессов эволюции и самоорганизации от рождения вселенных при спонтанных флуктуациях вакуума до антропо- и социогенеза. Концептуальный аппарат идеи глобального эволюционизма настолько сблизился с теорией самоорганизации, что их рассматривают даже как синонимы. Сформировалось новое видение Вселенной как сложной самоорганизующейся нелинейной системы, содержащей спектр центров притяжения (аттракторов), которые определяют различные варианты эволюции. Процессы самоорганизующейся Вселенной носят стохастический, нередко спонтанный характер. Примечательная черта этих процессов - наличие точек бифуркации, в окрестности которых происходит не предсказуемый заранее выбор одного из возможных эволюционных трендов в общем потоке необратимых изменений. Это заставляет вспомнить мысли Аристотеля о потенциально возможном и действительном бытии, реализующем лишь незначительную часть создаваемых процессом самоорганизации потенциальных возможностей.

Эволюционизм космической философии Циолковского содержит некоторые "прообразы" современной теории самоорганизации, но лишь в самой зачаточной форме.

4. Важнейшим событием в процессе самоорганизации нашей Вселенной, Метагалактики, было само ее возникновение в форме спонтанной флуктуации вакуума (согласно современной теории). Потенциально вакуум содержит в себе бесчисленное множество вселенных с бесконечно разнообразными свойствами, из которых наша Вселенная представляет собой один из осуществившихся вариантов. Если считать, что комбинация фундаментальных параметров, определяющих некоторые свойства нашей Вселенной, фиксируемая антропным принципом, возникла ("была выбрана") случайно, то процесс генезиса нашей Вселенной был первой грандиозной бифуркацией, предопределившей многие черты дальнейшего хода ее эволюции и самоорганизации.

5. Существенная черта самоорганизующихся систем - присущая им "память". В этом контексте интересно, что наша расширяющаяся Вселенная, как отмечали Я.Б.Зельдович и И.Д.Новиков, "помнит" начальные условия своего рождения.

6. В процессах самоорганизации Вселенной выделяется ряд "эр", последовательно породивших сначала элементарные частицы, из которых построены различные наблюдаемые нами структуры, а затем сами эти структуры, и, наконец, исследующего их человека. В ранней Вселенной космологи выделяют, например, эры планковскую, адронную, лептонную, излучения. Затем наступила длительная "эра вещества"; она продолжается и сейчас. Характерная черта самоорганизующейся Вселенной - коэволюция процессов усложнения на микро- и макроуровнях (например, возникновение водорода и большей части гелия в ранней Вселенной, тяжелых химических элементов - в процессах звездной эволюции, биологических систем - в ходе дальнейшего усложнения макроструктуры Вселенной). В отдаленном будущем во Вселенной, согласно некоторым современным экстраполяциям, должно произойти завершение существования "эры вещества": распад планетных и звездных систем, окончание эры звезд, что связано с исчерпанием внутренних источников их энергии, окончание эры "черных дыр", распад вещества и его превращение в излучение. Процессы другого типа будут происходить в пульсирующей Вселенной.

Названные процессы, согласно теории самоорганизации, содержат в себе множество бифуркаций. Естественно, однако, что сама эта концепция заставляет с осторожностью относиться к экстраполяциям на 1О в сотой степени и более лет в будущее.

В космической философии Циолковского, возникшей до появления физики элементарных частиц, подобным процессам, конечно, не было места.

7. Еще один принцип выделения "эр" эволюции Вселенной был предложен уже давно П.Тейяром де Шарденом. Он исходит из становления феномена человека. Хотя человек, согласно Тейяру, потенциально уже заложен в "ткани универсума", но в действительности жизнь и разум возникают лишь в ходе космической эволюции, включающей: преджизнь, жизнь, мысль (развертывание ноосферы). В будущем допускается выход в "сверхжизнь", к духовному целому универсума. Наличие "психической" составляющей, присущей каждой живой частице, в некотором отношении сближает позиции Тейяра и Циолковского. (Вероятно, допустимо говорить, что жизнь и разум являются аттракторами для самоорганизующейся Вселенной). Но сами "эры" не находят себе аналогов в космической философии. Согласно идеям Циолковского все живо, никакой "преджизни" нет, жизнь, мысль и "сверхжизнь" сосуществуют в бесконечности. Очевидно, эти "эры", если только под "сверхжизныо" мы будем понимать, в отличие от Тейяра, космические ноосферы, достигшие высочайшей ступени развития, лишь дополняют "физикалистский" взгляд на самоорганизующуюся Вселенную.

8. Характер самоорганизации Вселенной в существенной степени выражается открытым А.Л.Чижевским воздействием космических факторов (особенно солнечной активности) на геофизические, биологические, социальные процессы. С этой точки зрения человек, действительно, встроен в динамическую нелинейную систему "человек-космос", являясь ее неотъемлемой частью. Не только биологическая, но и социальная история оказывается продолжением процесса самоорганизации Вселенной. Нелинейность этого процесса проявляется, например, в том, что сравнительно малые по энергетике гравитационные воздействия планет на Солнце вызывают огромные эффекты в виде всплесков солнечной активности, столь значимых для процессов в биосфере

и ноосфере.

9. Самоорганизация Вселенной - естественный процесс, но из него не может быть исключена деятельность человеческою разума, которая проявляет себя в разнообразных формах, включая научно-познавательную и технологическую. Следует, конечно, различать развитие техносферы по своим собственным законам (что приводит к самым негативным последствиям) и развитие ноосферы согласно концепции В.И.Вернадского (ее возникновение на Земле и, возможно, в других местах Вселенной, - это своеобразная бифуркация). Развитие ноосферы подчиняет логику техногенного развития "научному мировоззрению" и, в конечном счете, разуму. Только вторая из этих альтернатив может быть включена в процесс самоорганизации Вселенной. Несомненно, здесь мы имеем дело с качественно новым моментом этого процесса.

Одной из самых спорных сейчас является проблема пределов человеческой деятельности. С одной стороны, речь идет о существовании (или, как считает автор, отсутствии) принципиальных границ познания. С другой - об ограничении масштабов техногенного воздействия на биосферу, а потенциально - о существовании границ такого воздействия и в космических масштабах (вопреки образу космоса как "бездонной кладовой", который мы постоянно встречаем у Циолковского). Мы приближаемся к очередной бифуркации, в которой нам предстоит сознательный выбор одного из вариантов будущего, обеспечивающего выживание человечества. Не исключено, что предопределяющая этот выбор глубинная экология, выдвигающая новое понимание взаимоотношения человека и окружающей его среды, может оказаться одним из факторов самоорганизации Вселенной. Но, во всяком случае, предсказанная Циолковским бифуркация, при которой человек станет мощным фактором эволюции космоса, оказывается пока прогнозом крайне проблематичным.

Тезисы подготовлены при поддержке РГНФ, проект 00-03-00163.