МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРАШЮТНО-РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРАШЮТНО-РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

© А.А.Морозов, Н.П.Животов, А.Т.Пономарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2000 г.

Анализ состояния и перспективы развития парашютно-реактивных систем (ПРС) показывают, что их применение наиболее целесообразно для десантирования объектов массой свыше 15000 кг. В зависимости от расположения тормозной двигательной установки (ТДУ) относительно объекта существуют ПРС двух типов - "тянущего" и "толкающего". С точки зрения сохранности объекта особенно важным является реактивный участок движения системы "объект + ПРС", т.е. участок траектории, на котором скорость снижения груза гасится за счет работы двигателей ТДУ непосредственно перед приземлением объекта. Если работа ПРС "тянущего" типа на этом участке характеризуется устойчивостью (не возникает опрокидывающих моментов при работе ТДУ), то для систем "толкающего" типа данный вопрос подлежит дополнительному изучению.

В докладе приводится аэродинамическая вихревая модель на базе метода вихревых рамок, позволяющая расчетным путем получать аэродинамические характеристики системы "груз+парашют" при снижении и приземлении с учетом отраженного от поверхности земли потока, образующегося при работе ТДУ, определить границы области устойчивой работы системы "объект + ПРС (с учетом возможной разницы в силе тяги и времени работы двигателей, погрешностей размещения двигателей относительно объекта и т.д.). Возможности модели иллюстрируются на конкретном примере. Результатами расчетов являются основные кинематические характеристики движения объекта на реактивном участке.