МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПАРКА ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПАРКА ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ

© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2000 г.

В работах К.Э. Циолковского рассматривались перспективы развития авиационной техники, в частности, самолетов большой пассажировместимости и большой дальности полета. В статье "Новый аэроплан" им предложена компоновочная схема, в которой несколько веретенообразных корпусов соединены в одной плоскости, так что "поверхность всего аэроплана представляет как бы одно плоское крыло". На базе этой компоновки, по мнению ученого, имеется "возможность строить большие грузоподъемные самолеты на сто и более пассажиров", а придавая срединной поверхности "слабую изогнутость" - увеличить подъемную силу вдвое. "Этот избыток может... увеличить число пассажиров в 6 раз, он может быть употреблен на усиленные запасы топлива, которые дадут ему возможность со всеми пассажирами пролетать без спуска четвертую долю окружности земного шара".

В докладах авторов на предшествующих Чтениях исследованы мировая сеть авиалиний большой протяженности и мировая сеть авиалиний самолетов большой пассажировместимости. Информационной базой для формирования сетей авиалиний является расписание полетов авиакомпаний мира.

В условиях государственной монополии на производство и эксплуатацию воздушных судов (ВС) исследование перспектив развития парка ВС проводится, в зависимости от глубины прогноза, в двух вариантах. В долгосрочной перспективе решаются задачи оптимизации параметров ВС (задачи типажа) и структуры парка ВС. В краткосрочной перспективе решаются задачи маршрутизации (формирования расписания полетов), закрепления ВС за авиалиниями, распределения ВС по местам базирования. Критерием оптимальности является минимум суммарных затрат на производство и эксплуатацию парка ВС. Современная методика прогнозирования развития парка ВС должна учитывать новые взаимоотношения между авиастроительными фирмами и авиакомпаниями. Мировой рынок насыщен образцами ВС всевозможных типов, и перед авиакомпанией стоит лишь задача выбора конкретного типа самолета, в наибольшей степени удовлетворяющего ее настоящим и будущим потребностям. Изучение потребностей авиакомпаний и формирование требований к перспективным ВС - задача авиастроительных фирм. Необходимо выявить мотивацию авиакомпаний при покупке тех или иных типов ВС и степень ориентации авиакомпаний на определенного производителя авиационной техники.

Исследование тенденций развития парка ВС в рыночных условиях следует проводить в двух направлениях. Первое направление - исследование новой гражданской авиационной техники - должно дать ответ на вопрос, из каких самолетов будет состоять в будущем парк авиакомпаний. Второе направление - исследование рынка и продаж гражданской авиационной техники - должно дать ответ на вопрос о количественном составе парка авиакомпаний.