МЕТОДИКА УЧЕТА РЕСУРСОВ ТОПЛИВА И ВРЕМЕНИ ЭКИПАЖА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОЛЕТА МКС

© С.В.Шмаков, Д.Н.Рулев, О.Н.Волков, В.Н.Пантелеймонов, А.Н.Чернопятов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2000 г.

Рассматриваются методики учета ресурсов топлива и времени экипажа при планировании и реализации программы полета МКС. В процессе эксплуатации ОК "Мир" накоплен значительный опыт планирования и учета ресурсов долговременной орбитальной станции.

Методика учета ресурса топлива на российском сегменте МКС включает составление плана доставки топлива на орбиту транспортными кораблями, план использования топлива на орбите (для операций стыковки и расстыковки, маневров, поддержа¬ния ориентация станции с помощью двигателей ориентации и других динамических операций) и связанный с ними план хранения топлива на различных элементах российского сегмента МКС. Эффективное использование другого основного ресурса МКС - рабочего времени экипажа - зависит от ряда факторов: уровня эргономического обеспечения работ, подготовки экипажа и его психофизиологического состояния, условий работы на борту, информационной и методической поддержки экипажа со стороны наземного персонала управления. В процессе реализации программы полета ОК "Мир" накоплен значительный опыт планирования и методического обеспечения бортовых операций экипажа в условиях длительного полета. Вместе с тем, использование этого опыта применительно к МКС требует дополнительной проработки вопросов оценки затрат рабочего времени на выполнение полетных операций с учетом интегрированного международного экипажа, специфики реализации программы полета двухсегментной орбитальной станции, а также разделения "рабочего времени экипажа" на рабочее время на выполнение служебных операций и рабочее время на работы с полезной нагрузкой.