НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИК ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИК ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© В.А.Алтунин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2000 г.

Анализ методик проектирования, создания и эксплуатации авиакосмических энергетических установок многоразового использования (ЭУМИ) на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях показывает острую необходимость в их пересмотре, дополнении и изменении. Углеводородные горючие при определённых условиях обладают рядом положительных и отрицательных аномальных эффектов, которые можно использовать или, наоборот, вести борьбу с ними - для повышения ресурса и надёжности всего ЛA и КЛА.

На основе фундаментальных экспериментальных исследований разработана методика повышения эффективности и надёж¬ности ЭУМИ, которая включает:

- методику анализа и учёта особенностей теплоотдачи на стадиях проектирования, конструирования, создания и эксплуатации ЭУМИ;

- методику расчёта всплесков теплоотдачи в условиях естественной и вынужденной конвекции;

- методику расчёта теппоотдачи при возникновении термоакустических автоколебаний (ТААК) давления без применения и с применением электростатических полей (Е);

- методику борьбы с негагивным процессом осадкообразования;

- методику эффективного применения (Е) в углеводородных горючих в земных и космических условиях;

- методику создания устройств по борьбе с осадкообразованием;

- методику создания систем контроля за особенностями теплоотдачи;

- методику модернизации систем управления ЛA и КЛА;

- методику учёта, использования (и борьбы) особенностей теплоотдачи к газообразным углеводородным горючим и охладителям;

- методику возможного применения смешанных жидких и смешанных газообразных углеводородных горючих.

Некоторые результаты исследований использованы при создании космических ЭУМИ "Курс" и "Барьер", а также многосоплового авиационного ГТД на газе метан НК-16 СТ. Применение данной методики значительно повысит ресурс, надёжность, эффективность, экономичность и экологичность наземных, воздушных, воздушно-космических и космических ЭУМИ XXI века.