О НОВОМ ПОДХОДЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

О НОВОМ ПОДХОДЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

© И.В.Дробышева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

Одной из педагогических идей, реализуемых К.Э.Циолковским, была идея обучения учащихся на основе учета их индивидуальных особенностей. В условиях классно-урочной системы она может быть реализована в виде дифференцированного обучения.

Проблема осуществления дифференцированного обучения, являясь достаточно объемной, распадается на большое количество подпроблем. Рассмотрим основные из них.

Наиболее сложной является подпроблема выбора из множества индивидуальных особенностей, присущих каждому человеку, тех, которые приоритетны на том или ином этапе обучения. Для решений этой подпроблемы нами предложен подход, в основе которого лежит синтез двух идей. Во-первых, овладение школьным курсом математики предполагает овладение компонентами его содержания в процессе учебной математической деятельности. Bo-вторых, успешность реализации каждого компонента учебной деятельности связана с учетом соответствующей группы индивидуальных особенностей.

Вторая подпроблема, имеющая место при осуществлении дифференцированного обучения, связана с выбором методов, форм, средств обучения, учебных материалов, адекватных индивидуальным особенностям учащихся. Ее решение основано нами на результатах психолого-педагогических исследований, посвященных изучению индивидуальных особенностей человека.

Третья, не менее важная подпроблема, состоит в выявлении у учащихся выделенных индивидуальных особенностей. На современном этапе развития школы возможны два, не исключающие друг друга, пути ее решения:

1) совместная работа учителя и школьного психолога, предполагающая обучение учащихся на основе результатов диагностирования, проводимого психологом;

2) использование учителем критериально-ориентированных тестов непосредственно в процессе обучения учащихся математике.

Успешное решение указанных подпроблем является необходимым условием осуществления дифференцированного обучения.