ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИКИ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИКИ

© В.Н.Зиновьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

Наметившаяся в настоящее время гуманитаризация образования по новому обозначает проблему математического образования.

Педагогический потенциал наследия К.Э. Циолковского чрезвычайно велик. Архивные документы являются источником полезной информации для подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. Например, при подготовке к занятию по теме «Методика обучения решения задач», студентам предлагается исследовать протокол заседания педагогического совета Рязанской гимназии об испытании К.Э. Циолковского на звание учителя математики уездного училища. Анализируя письменный ответ по арифметике по теме «Объяснение способа решения задач на правила процентов», студенты обращают свое внимание на предложенную Константину Эдуардовичу задачу: «Купец купил на 225,6 руб. два куска сукна, один черного, другой синего цвета. Причем в обоих было 54 арш.; число аршин синего сукна относилось к числу аршин черного, как 0,3:0,375, а цена 8 аршин синего равна цене 13 арш. 8 верш. черного. Определить, сколько купец получит прибыли на оба куска, если синее сукно продаст с прибылью 15%, а черное - 10%». Студентам предлагается выяснить математическую сущность задачи, определить методические основы ее решения. Для этого установить назначение задачи, продумать мотивацию ее решения и предложить возможные варианты организации работы с задачей во время урока.