ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ К ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТУРЕ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА УПРАВЛЕНИЯ ПКА

© В.Н.Трофимов, М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2000 г.

Сохранение высокой работоспособности, особенно при длительных космических полетах, нашло свое отражение еще в первых работах К.Э. Циолковского. Эта проблема неразрывно связана в настоящее время с разработкой программ по теоретической подготовке космонавтов к операторской деятельности, в том числе, в контуре бортового комплекса управления пилотируемого космического аппарата (БКУ ПКА).

В отличие от традиционной высшей школы, где ведущей дидактической единицей содержания образования по основам естественных дисциплин являются научные теории, ведущей дидактической единицей содержания подготовки космонавта-оператора, на наш взгляд, целесообразно использовать меру усвоения его профессионально важных качеств (ПВК) в виде уровня работоспособности.

В докладе предлагается реализация решения задачи по теоретической подготовке космонавтов к операторской деятельности путем разработки программы научной дисциплины "Основы теории научной организации операторской деятельности космонавта-оператора". В отличие от традиционного подхода к обучению инженеров, где в основу положено изучение технологии изготовления и конструкции технических устройств, а также принципов их действия, в предлагаемой учебной дисциплине использован другой подход. Для космонавта-оператора, кроме этого, особо важным является изучение способов использования объекта управления по назначению. Это способы формирования и использования по назначению информационной модели состояния объекта управления и внешней обстановки, информационная модель управляющих воздействий и концептуальная модель управления.