ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЭКИПАЖЕЙ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЭКИПАЖЕЙ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

© Ю.Б.Сосюрка, М.В.Чернобривцев, Э.ВШабляускас
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2000 г.

В настоящее время обеспечение безопасности космических полетов является одной из ключевых проблем, решаемых при создании и совершенствовании пилотируемых космических средств (ПКС), обладающих высоким техническим и эксплуатационным уровнем. Безопасность космических полетов характеризуется и задается количественными и качественными требованиями, выполнение которых должно обеспечиваться и подтверждаться в процессе проектирования, при испытаниях, изготовлении и эксплуатации ПKC. Указанные требования составляют основу управления уровнем безопасности космических полетов. Установление соответствия космической техники требованиям по безопасности в настоящее время является обязательным условием для ее сертификации и проведения экспертизы безопасности космических проектов и программ, как следует из Положения РК-98КТ.

Потребность в совершенствовании требований по безопасности особенно актуальна з современных условиях международного сотрудничества в области космической деятельности и создания Международной космической станции (МКС) в рамках кооперации стран-партнеров, имеющих разный опыт указанной деятельности и обладающих различным уровнем развития ракетной и космической техники и технологии. МКС имеет ряд особенностей по сравнению со станциями предыдущего поколения, учет которых необходим, при задании и обеспечении выполнения требований но безопасности полетов экипажей.

Требования по безопасности регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами (НТД), имеющими, как правило, юридический статус документов межведомственного или государственного уровня. Существующая в нашей стране система НТД (ОТТ КС-88, ОТТ ВВС-86, ГОСТ В 20.39.107-84 и др.) была сформирована в 80-х годах и существенно устарела, так как отражает уровень развития, создания и эксплуатации пилотируемых космических средств на начало 80-х годов и не отвечает современным потребностям. За это время в области пилотируемой космонавтики был накоплен большой опыт разработки, испытаний и эксплуатации ПКА, а также произошли определенные изменения в космической деятельности. Создание системы НТД, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, должно базироваться на: использовании современных информационных технологий в ракетно-космической отрасли; анализе специфики обеспечения безопасности полетов экипажей МКС, с учетом особенностей ее конструкции, развертывания и эксплуатации; учете опыта обеспечения безопасности полетов экипажей орбитального комплекса «Мир». Все это не нашло отражения в существующей системе НТД, регламентирующей требования по безопасности, и обусловливает необходимость ее совершенствования, что позволит качественно повысить уровень безопасности космических полетов в процессе проектирования, при испытаниях, изготовлении и эксплуатации космической техники.