ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СИСТЕМЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СИСТЕМЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Г.А.Полтавец, С.К.Никулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2000 г.

Изучаются вопросы оценивания в системе дополнительного образования детей (СДО), в которую входят и учреждения дополнительного образования (УДО), занимающихся аэрокосмическим образованием. Сделана попытка свести воедино мнения различных учёных и практиков. Рассматривается сложнейшая суперпроблема оценивания качества педагогической деятельности и её результатов в СДО. Выделен ряд составляющих её самостоятельных проблем, рассматриваемых разными авторами. На основе обобщения результатов анализа этих проблем предложены основные направления для создания научно обоснованного комплекса критериев и методов оценивания результатов педагогической деятельности в СДО, её качества, а также достигнутого уровня показателей самих составляющих подсистем и элементов.

Рассматриваются центральные понятия (результат, качество, критерий и т.п.); обосновывается выбор объекта и предмета оценки; выбор оцениваемой деятельности и результата; критериальная база.

При этом учитывается специфика СДО:

1) индивидуальность подхода к ученику, его высокая самостоятельность;

2) авторские методы педагога, адаптируемые к уровню обучающегося;

3) различные возможности конкретных УДО и кружков,

4) сложность изучаемого объекта (космонавтика);

5) отсутствие государственных стандартов и жёсткой регламентации на сроки получения результата и др.

Сформулировано назначение системы дополнительного образования - создание для ребенка естественной среды, обеспечивающей счастливое детство.

В качестве основных целей СДО названы:

1) интересная детская жизнь,

2) подготовка к взрослой жизни,

3) постепенное вхождение в общество.

Выделены вспомогательные и обеспечивающие цели. Показана специфика аэрокосмического образования.

Методология представлена системным подходом, с учётом которого получены структурная схема СДО и её педагогического блока, предложена таблица формирования критериев.