СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2000 г.

1. Интенсивные исследования космической философии (К.Э. Циолковского ведутся уже более 40 лет, в том числе - в рамках Чтений, посвященных разработке научного наследия и разви-(тию идей К.Э. Циолковского. В этих исследованиях можно выделить несколько этапов.

2. На первом этапе сравнительно мало внимания уделялось целостной реконструкции космической философии (за исключением буквально единичных работ). Недостаточно разрабатывались метафизика, этика и социология космической философии, в их анализе допускались многочисленные ошибки, вызванные конъюнктурными причинами. Тем не менее, и этому этапу свойственны значительные достижения). Основным из них явилась разработка философских аспектов космонавтики, или шире - космической деятельности, включая космические перспективы человечества. Существенный мировоззренческий момент отхода от первоначального варианта идей космической философии состоял в признании особой ценности Земли как колыбели человечества.

3. Второй этап исследования философского наследия К.Э. Циолковского был нацелен на реконструкцию основных аспектов космической философии в их взаимосвязи. Идея "живой Вселенной" и ее "причины", принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, эволюции и самоорганизации, антропный принцип, составляющие основу метафизики К.Э. Циолковского, а также принципы его этической системы были проанализированы в контексте космического будущего человечества.

Отмечались и многие идеи космической философии, приходящие в конфликт с культурой наших дней (уничтожение высокоразвитыми космическими цивилизациями низших форм жизни и многие другие).

4. Этот этап изучения космической философии привел нескольких авторов к выводу, что мировоззренческая концепция К.Э. Циолковского - ни что иное, как новый вариант религиозной "доктрины спасения", которую он сам считал "более оптимистической", чем все остальные. Космическая философия буквально насыщена религиозными мотивами, которым подчинены и такие принципы, как бесконечная жизнь образующих человека "атомов-духов", расселение человечества в космосе, общение с высшим разумом и т.д. Отчасти эти религиозные мотивы космической философии навеяны христианством, но во многом выходят далеко за его пределы, смыкаясь с буддизмом, эзотерикой и т.д.

5. Сейчас мы находимся на пороге нового этапа изучения космической философии Циолковского, задача которого - во-первых, достаточно подробно проанализировать социальные утопии основоположника космонавтики и, во-вторых, более ясно представить себе, какие идеи космической философии ив какой форме резонируют с культурой наших дней (например, выход человека в космос), а какие вступают с ней в конфликт (возможно, временный). Следует обратить особое внимание на такие "неудобные" идеи, как привлечение особых гениев-производителей для "улучшения" человеческого рода, необходимость жесткой, многоступенчатой социальной иерархии, крайне противоречивое понимание человеческой свободы, при которой она оказывается, в сущности, тотальной несвободой. На этих идеях, входящих в состав космической философии, но далеко не исчерпывающих ее существа, спекулируют сейчас многие "ниспровергатели" этой философии, которым следует дать аргументированный ответ.

Тезисы подготовлены при поддержке РГНФ, проект № 98-03-04254.

 
 

Ссылки партнёров