ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЛАВОЧКИНА (к 100-летию со дня рождения)

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЛАВОЧКИНА (к 100-летию со дня рождения)

© С.Д.Куликов, В.Г.Перминов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2000 г.

С.А. Лавочкин родился 11 сентября 1900 г. в г. Смоленске.

Становлению С.А. Лавочкина как конструктора способствовала его работа в КБ А.Н. Туполева, Д.П. Григоровича и других конструкторов самолетов. Проект первого самолета ЛАГГ-1, в котором были реализованы оригинальные идеи САЛавочкина, победил на конкурсе истребителей и был запущен в серийное производство в 1940 г.

Во время войны ОКБ С.А. Лавочкина разработало истребители ЛА-5 и ЛА-7 с лучшими летно-тактическими характеристи¬ками, чем у немецкого ME-109. Треть всех истребителей, выпущенных во время войны, имели марку ЛА. Уже во время войны С.А.Лавочкин делал первые шаги к реактивной авиации, устанавливая на истребителях дополнительные реактивные двигатели различных типов, предтечей создания в его ОКБ первого в стране самолета со стреловидным крылом, первого самолёта, преодолевшего звуковой барьер, первого истребителя, вооруженного самонаводящимися ракетами класса "воздух-воздух".

Одновременно с самолетами в ОКБ С.А. Лавочкина создавались первые в стране зенитные управляемые ракеты В-300 и "Даль", межконтинентальная сверхзвуковая ракета "Буря" со скоростью полета 3500 км/час. Фирма "Норд Америкэн" (США) разрабатывала ракету подобного типа в течение 10 лет, но не смогла добиться положительных результатов.

Смерть С.А.Лавочкина в июле 1960 г. прервала разработку его новой идеи о создании космического самолета, который должен был взлетать с аэродрома и возвращаться на аэродром. Созданный им коллектив ОКБ продолжал удерживать передовые позиции в новой области - исследованиях Луны и планет Солнечной системы, воплощая в жизнь мечты К.Э. Циолковского.