ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

© И.В.Дробышева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

Одной из ведущих идей системы обучения, применявшейся К.Э. Циолковским, является учет индивидуальных особенностей учащихся. Его реализация ученым имела место как при повторении и проверке материала, изученного учащимися ранее, так и при решении задач, при постановке домашних заданий.

Развивая это положение Циолковского, можно утверждать, что дифференцированный урок является тем звеном учебно-воспитательного процесса, который позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. При построении и проведении дифференцированного урока математики необходимо уметь определять, какие индивидуальные особенности учащихся подлежат учету и формированию на каждом из его этапов и использовать соответствующие для этого способы и средства обучения.

На этапе актуализации знаний в первую очередь должны исследоваться прочность запоминания, полнота образов опорных понятий, обобщенность опорных знаний, уровень их усвоения. При выявлении уровня усвоения опорных знаний, выборе форм контроля и его осуществлении необходим учет таких свойств, как лабильность нервной системы, переключение внимания.

На этапе формирования новых знаний и способов действий наряду с учетом предметно-математических индивидуальных особенностей (сформированность мыслительных операций, тип восприятия, тип, вид мышления и пр.), являющихся приоритетными при восприятии и осмыслении нового материала, необходимо принимать во внимание работоспособность учащихся, межличностные отношения между ними, объем и устойчивость внимания.

На этапе формирования умений и навыков должны быть учтены особенности, характерные для учебной деятельности учащихся при решении математических задач (гибкость и критичность мышления и др.), а также особенности, связанные со свойствами нервной системы, работоспособностью и направленностью познавательных интересов. На этом этапе урока необходимо выполнение учащимися заданий, основной функцией которых является формирование свойств, представляющих их индивидуально-психологические особенности.