ЭТАПНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

Космонавтика является одним из авангардных направлений современной научно-технической цивилизации. Поэтому очевидно рассматривать её как объект классификации образовательной деятельности.

Опыт работы в системе аэрокосмического образования (АКО) позволяет рассматривать её как сложную педагогическую систему с четко выраженными этапами обучения:

1) дошкольный (детский сад);

2) начальный (1-я и 2-я ступени средней школы, учреждения дополнительного образования детей — УДОД);

3) средний (3-я ступень школы, УДОД);

4) высший (вуз);

5) послевузовский (аспирантура, докторантура, ИПК).

Эти этапы тесно связаны с возрастом обучающихся, поэтому содержание и форма занятий существенно отличаются между собой:

1) в детском саду занятия носят ознакомительный характер и проходят в форме игр или рассказов с обязательной иллюстрацией (макеты, слайды, видеофильмы и т.п.);

2) начальный этап предполагает:

а) знакомство с историей космических полетов, с персоналиями, с типами ракет и космических аппаратов;

б) овладение навыками изготовления моделей ракет и макетов космических аппаратов;

в) участие в соревнованиях по ракетомодельному спорту и в конкурсах аэрокосмического характера;

3) на среднем этапе основной целью является профориентация школьников, которая идёт по двум направлениям:

а) занятия в аэрокосмических школах (классах) в рамках расписания и факультативно;

б) активная работа в кружках УДОД.

Особенности довузовского обучения в системе АКО, методические разработки, региональный опыт находят своё отражение в журналах «Земля и Вселенная», «Внешкольник», «Дети, техника, творчество». Многие вузы (МАИ, МГТУ, КАИ, КуАИ и др.) заинтересованы в хорошей подготовке своих абитуриентов и участвуют в их профориентации.