ЕВАНГЕЛИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЕВАНГЕЛИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

1. К.Э. Циолковский «увлекался евангелием» с юности. Даже выбор подруги жизни был связан с разделённым пониманием Галилейского Учителя как «необычайно одарённой личности с кристально чистой душой».

2. Видение на небе главного символа христианства - креста и человеческой фигуры, посетившее Циолковского в 28 лет, обнаружило громадную духовную работу в русле постижения ведущих идей европейского человечества.

3. Архетип вселенского миропорядка как движитель сознания учёного начинает осмысливаться в образе Бога-отца, создателя мира, Первопричины Вселенной. Идея согласия веры и знания становится ведущей для учёного до конца дней, хотя контуры веры с возрастом и в условиях агрессивно-атеистического государства (благосклонного к научным, но не мировоззренческим идеям учёного) приобретают всё более абстрактный характер: христианский рай преобразуется в картину вечного счастья совершенных обитателей космоса.

4. Духовный путь зрелого учёного проходит через личное переживание главного догмата и образа христианства - троицы. Его стремление донести до скептических или равнодушных современников смыслы мира Сына, выраженные в Евангелиях, отражены в многочисленных работах, посвященных христианству, но прежде всего - в пересказах Евангелий с собственными разъяснениями трудных для понимания или принятия мест. В этих пересказах можно выделить и следы поверхностного просвещенческого периода юности и подчёркиваемую согласованность с достижениями науки его времени, а особенно, будущего, главное в них — необычайная захваченность архетипической энергией Великого Образа, которую он передаёт и читателю.

5. Дух Святой как образ Святой истины великого учения у Циолковского интуитивно постигается как божественное в человеческом, как то, что делает самого человека сыном божьим, и троица передаётся уже личностно пережитой: «Верно, что дух правды или истины от сына, т.е. от человека исходит, человек же или другое разумное существо от отца. Всё вместе - одно».

6. Личностное переживание образов и идей христианства выводит Циолковского за рамки догматических вероучений к широкому восприятию всех религиозных истин и пониманию их относительности, хотя Христос остаётся для него тем, «кто больше всех убеждает» и в будущем получит ещё большую славу.

7. Выход за рамки любой догмы вызывает особенное сочувствие к несчастной посюсторонней земной реальности, которая нуждается в преображении в духе великих истин любви и сострадания всему чувствующему. Именно такое преображение имеют в виду космические и все остальные проекты учёного, которые неверно пытаться истолковать в другом контексте.