ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Н.Б.Филимонова, А.Б.Филимонов, Б.П.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях таких авторов как Сирано де Бержерака, Жюля Верна, Г.Уэллса и др.

Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины XIX века вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. Космисты сумели соединить заботу о Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека.

Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате «Чтения о Богочеловечестве». По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как ясное и нормальное.

Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

1. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие — это хаос).

2. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек, являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек — устроитель и организатор вселенной).

Огромен и конкретен вклад в активно-эволюционную мысль русского космизма В.И.Вернадского. Его научно-философские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться воздушными замками. Идеи Вернадского о живом веществе, о космической жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX — начала XX века философскую традицию осмысления явления Жизни и задач человека как вершинного ее порождения.

Русский физик-теоретик Н.А.Умов по-своему развивает близкие идеи о «силе развития», направляющей живое ко все большему совершенствованию сознания, об антиэнтропийной сущности жизни, о творческой природе человека. Космос Умова - космос физика, который свободен от антропоморфизма.

Родоначальником активно-эволюционной, космической мысли в России был «искатель истины» Н.Ф.Федоров с его учением «общего дела». «Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию.

Почти одновременно с Н.Ф.Федоровым его современник, знаменитый драматург А.В.Сухово-Кобылин разрабатывал подобные идеи.

«Сейчас человечество находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти, завоевать собственным усилием еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и, наконец сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение.»

В более гуманных вариантах логическая и душевная установка на «селекцию» прослеживается в некоторых идеях Н.А.Умова и К.Э. Циолковского. У Умова дается внутреннее согласие на неизбежность вымирания неких людей-автоматов, не сумевших подняться на гребень эволюции; у К.Э. Циолковского встречается идея «искусственного подбора», приводящего к созданию «существ без страстей, но с высоким разумом».

Один из учеников Вернадского — украинский академик Н.Г.Холодный ввел в обиход активно-эволюционной, космической мысли новое мировоззренческое понятие, названное им антропокосмизмом. Антропокосмизм у Холодного противопоставляет себя антропоцентризму, этому «первородному греху» человеческой мысли, не только ставящему человека в центр мироздания, но и отрывающему его от природы, от своих «меньших братьев» по эволюции, от космоса.

Сила космистов в том, что они обосновали и нравственную, и объективную необходимость активной эволюции ноосферы.