ФОРМЫ ВНЕМУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© А.Н.Константинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского проводит большую и разнообразную работу по пропаганде жизни и деятельности Циолковского, достижений космонавтики. На это направлены разные формы работы с детьми, но наиболее удобна форма лекции, которая позволяет дать развернутую картину работ ученого, осветить локальные проблемы, связанные с его творчеством, рассказать о всем жизненном пути или каком-то особом периоде его жизни. Эта работа проводится с детьми разного возраста не только на экспозиции и в зале планетария, но и за их пределами. За три десятилетия своего существования музей накопил достаточный педагогический опыт, с помощью которого внемузейные формы работы с детской аудиторией можно классифицировать и проанализировать. Это и является целью доклада.

Рассматриваются следующие формы работы с детьми, установившиеся в музее:

1. Лектории. Обосновываются принципы, по которым они строятся: тематический, проблемный, опирающийся на персоналии истории науки, возрастной, то есть учитывающий интеллектуальные и психологические возможности восприятия объема и содержания цикла. Особое внимание уделяется современным техническим средствам оснащения при проведении лекций и интерактивным методам работы. Конференции в школьных аудиториях. Упор делается на этапах их подготовки: работе с учителями и учениками; обучении выступающих составлять слайд-фильмы и работать с простой демонстрационной техникой.

2. Выездные мероприятия - КВН на космическую тему. Рассказывается о новом подходе к реализации этого вида работы — об использовании компьютерных версий игровых программ.

3. «Недели космонавтики» в школах. В рамках этих программ лекционно-просветительская работа ведется комплексно — с 1-го по 11-й класс, соответственно интересам, запросам и возможностям учеников. Большое внимание в музее уделяется выездной работе с сельскими школьниками. Озабоченность вызывают дети с задержкой развития. Уже много лет музей работает с этими непростыми детьми. Автор делится опытом работы.