ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО ГРАВИТАЦИОННОГО ИМПУЛЬСА СИЛ В УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО ГРАВИТАЦИОННОГО ИМПУЛЬСА СИЛ В УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ

© Б.Л.Николаев, А.Б.Николаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2001 г.

Научное наследие К.Э. Циолковского является неиссякаемым источником технических идей совершенствования ракетно-космической техники.

Так, например, в работе «Труды о космической ракете» он писал: «Большое ускорение ракеты выгодно в отношении экономии взрывчатых веществ. Но с другой стороны невыгодно, так как увеличивает давление на прибор и человека».

Эта идея, высказанная К.Э.Циолковским, и в настоящее время имеет актуальное звучание для решения задач, связанных с баллистическим обеспечением движения современных летательных аппаратов (ЛА).

Особенностью твердотопливных ЛА является отсутствие управляющей связи в касательном движении центра масс из-за трудностей технической реализации регулятора кажущейся скорости (тяги двигателя). Это приводит к тому, что тяга двигателя превращается в источник наиболее весомых возмущений, которые приводят к значительным отклонениям изохронных и полных отклонений кинематических параметров траекторий относительно номинальных. Решение данной научной проблемы предполагает, что движение баллистических ЛА происходит по непрогнозируемым заранее траекториям. В общем случае, движение ЛА по этой траектории предполагает наличие участков свободного полета ЛА (тяга двигателя равна нулю) после выгорания топлива маршевой ступени.

Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что заданный уровень методических погрешностей по дальности и боку обеспечивается компенсацией наиболее весомых возмущений тяги ТТБР, аэродинамических сил, стартового веса, снижения уровня полных отклонений кинематических параметров, доведение структуры функционалов управления дальностью и направлением полета до линейной.