ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЖРД РД-111 ДЛЯ РАКЕТЫ Р-9

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЖРД РД-111 ДЛЯ РАКЕТЫ Р-9

© В.С.Судаков, Р.Н.Котельникова, В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2001 г.

Жидкостный ракетный двигатель РД-111 был разработан в НПО Энергомаш (тогда ОКБ-456) в 1959—62 гг. под руководством В.П.Глушко для первой ступени МББР Р-9.

В апреле 1958 г. в Правительство было направлено предложение главных конструкторов ракетной техники (С.П.Королева, В.П.Глушко и др.) о разработке новой ракеты Р-9 на кислороде - керосине. 13 мая 1959 г. вышло в свет Постановление Правительства о разработке такой ракеты на переохлажденном кислороде. Уже в октябре 1959 г. был завершен эскизный проект ракеты Р-9 с ЖРД РД-111 на первой ступени. Работа по созданию этого двигателя была непростой и потребовала решения большого количества сложных научно-технических проблем.

В ходе разработки ОКБ-1 решило в качестве альтернативного варианта двигателей РД-111 вести разработку двигателей в КБ Н.Д.Кузнецова в Куйбышеве. Однако к требуемым срокам эта разработка завершена не была.

Первое летное испытание ракеты Р-9 состоялось 9 апреля 1961 г., но оно было аварийным, и первый успешный запуск этой ракеты был выполнен 21 апреля того же года. На вооружение ракетный комплекс с ракетой Р-9 в наземном и шахтном вариантах был принят в 1965 году.

В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.