К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ АЭРОДИНАМИКУ

© В.Н.Титоренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2001 г.

В 1897 г. К.Э. Циолковский построил воздуходувку - аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью. Это была одна из первых в России аэродинамических труб. Острая необходимость проведения аэродинамического эксперимента была обусловлена потребностью получения более точных значений подъемной силы и лобового сопротивления и тем самым подтвердить летные характеристики своих дирижаблей и аэроплана. С аналогичной проблемой столкнулись Шанют, О.Лилиенталь, О. и У.Райты при создании первых летательных аппаратов.

Экспериментальные аэродинамические исследования отличались широтой, на поздних стадиях проводились по утвержденной и частично финансируемой Российской Академией наук программе. В ходе экспериментов были исследованы около 50 моделей: пластины, крылья, тела вращения, модели реальных дирижаблей - модель дирижабля Шварца. Исследовалось влияние геометрии тела на его аэродинамическое сопротивление. Впервые экспериментально была установлена зависимость сопротивления трения от числа Рейнольдса.

Для получения равномерного поля скоростей Циолковский первым применил спрямляющую решетку, которая является непременным элементом в современных аэродинамических трубах.

Результаты исследований были опубликованы в ряде научных журналов России. Высокую оценку результатов первых аэродинамических экспериментов дал Н.Е.Жуковский. На основе результатов экспериментов были получены методики оценки аэродинамических характеристик дирижабля.

В данном докладе показаны:

- уровень экспериментальных аэродинамических исследований конца XIX века, техника эксперимента и основные результаты, полученные О.Лилиенталем, О. и У.Райтами;

- основные результаты и приоритеты в экспериментальной аэродинамике, полученные Циолковским;

- влияние работ Циолковского на дальнейшее развитие экспериментальной аэродинамики.