КОСМИЗМ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО: ДУАЛИЗМ ТЕХНОГЕННОСТИ И ФИЛОСОФИИ

КОСМИЗМ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО: ДУАЛИЗМ ТЕХНОГЕННОСТИ И ФИЛОСОФИИ

© Э.Г.Кочетов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2001 г.

Величайшее достижение человеческого разума — прорыв в космическое пространство, у истоков которого стояли работы К.Э. Циолковского, — положил начало новой эры человечества. Впервые сознание человека сумело охватить такой масштаб проблем, который абсолютно по-новому наметил роль и место человека в выстраиваемом мироздании — человек стал ощущать себя властелином огромных космических пространств.

Вместе с этим космизм раскрыл новую страницу противоречий: человек столкнулся с огромным несоответствием между гигантскими астрономическими ритмами и циклами с одной стороны, а с другой — с ограниченностью человеческих биологических возможностей, мизерностью времени своего существования, невозможностью в отведенный природой миг (период жизни) постичь новый (космический) мир. Тем самым впервые было потеряно ощущение внутренней равновесной гармонии человека, т.к. исчезло «золотое сечение» его душевного состояния. Техногенный мир вытеснил значимость духовных, социальных, общественных задач.

Ситуация усугубляется открывшейся новой страницей в милитаризации: человек стал наступательно агрессивен перед лицом жестких условий освоения космоса, и все это переносится на социально-бытийный уровень.

Возникла проблема масштаба: открывшиеся новые цивилизационные модели бытия также впитали в себя космический масштаб. Информационное общество как высшая техногенная фаза развития человечества поглощает не только материальные и интеллектуальные ресурсы земли, но и сам человек становится ресурсом.

Зарождается новейшая фаза философского мироощущения, получившая в отечественной литературе название «человек в скафандре»: человек окружил себя гигантской техногенной оболочкой, он постепенно передает часть биологических функций «биологическому скафандру», и, в конце концов, вытесняется этим скафандром.

Возможный выход из подобной ситуации: поиск новейших цивилизационных парадигм развития, где могло бы существовать ограниченное синтезированное переплетение техногенных и духовных начал человека. Такой моделью могла бы стать этноэкономическая система на базе не техногенной, а этноэкономической транснационализации в рамках перехода от постиндустриализма к неэкономической модели бытия, в которой космос может рассматриваться как компонент «качества жизни» человека.