ОБ ИЗУЧЕНИИ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ИСТОРИЗМА В РУССКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

© Ю.А.Дробышев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

Одной из важных идей, позволяющих раскрыть связь между развитием математики и методикой ее преподавания, является идея историзма. Для ознакомления студентов с ее сущностью и путями реализации в русской математической школе необходимо организовать работу по изучению педагогического наследия видных педагогов-математиков прошлых столетий (Перевощиков, Гурьев, Остроградский, Бобынин и др.). В результате анализа их творчества студенты должны увидеть, какие проблемы в реализации идеи историзма были раскрыты в работах ученых. Основные из них: 1) связь вопроса об использовании историко-математических сведений с общими дидактическими принципами обучения; 2) цели использования элементов историзма и соответствующие им разновидности этих элементов; 3) связь проблемы историзма с возрастными особенностями учащихся; 4) воспитательные функции историзма.

Более детальный анализ работ ученых-математиков позволяет выделить отдельные аспекты перечисленных выше проблем, получивших решение в трудах Лобачевского (использование биографий крупных ученых с воспитательными целями), Лаврова (историко-математические обзоры, получающие свое завершение в заключительном курсе истории культуры), Чебышева (историко-математическое введение, воспитание сознания целесообразности использования элементов историзма у будущих учителей), Ващенко-Захарченко (популяризация в школе идей и деятельности великого русского геометра Лобачевского), Буссе (сообщение сведений из общей истории культуры), Буняковского (введение исторических сообщений для расширения кругозора и показа практической пользы математики), Давидова (занимательные и логически-развивающие очерки), Малинина (раскрытие первичной стороны связи математики с практикой) и др.

Ознакомление студентов с педагогическим наследием русских педагогов-математиков предполагает работу с архивными материалами, историко-математической литературой, проведение аналитических обзоров по творчеству ученых-математиков.

Все это позволяет осуществить систематизированный отбор методических идей, форм, приемов и средств работы, что поможет будущим учителям математики в их профессиональной деятельности.