ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ (НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО И БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О НЕМ)

© Н.Л.Мыслинская, М.В.Герасимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

Для профессиональной подготовки будущего учителя физики наследие К.Э. Циолковского обладает богатым дидактическим потенциалом. Постижению научных истин он обязан самостоятельной работе.

Организация самостоятельной творческой работы студентов в ходе профессиональной подготовки будущих учителей физики на основе творческого наследия Циолковского и биографических сведений о нем может осуществляться в нескольких направлениях.

1. Решение и составление задач на основе фрагментов научных работ Циолковского и биографических сведений об ученом, («задачи по Циолковскому»). Этот вид деятельности студентов предполагает следующие этапы:

а) студентам предлагаются при изучении определенного материала соответствующие задачи, анализируется их дидактические, развивающие, воспитательные возможности, сравнивается эффективность задач, имеющих одинаковые учебные цели, одни из которых — абстрактного содержания, другие — составлены на основе материалов, связанных с жизнью и деятельностью Циолковского (как правило, последние, обладая эмоциональной окраской, вызывают живой интерес и стремление найти ответ). Этот этап предполагает обучение видеть физические явления, закономерности, анализировать и обобщать;

б) составление и решение задач по предложенным текстам с определе¬нием учебного, развивающего и воспитательного потенциала разработанного материала;

в) самостоятельная работа с предложенной литературой, составление нескольких задач;

г) самостоятельная разработка уроков с включением «задач по Циолковскому»;

д) творческое применение «задач по Циолковскому» в ходе педагогической практики на уроках и на внеклассной работе. На этом этапе студенты повторяют в своей педагогической деятельности этапы их подготовки в вузе при работе с учащимися.

2. Развитие экспериментальных способностей студентов может осуществляться при самостоятельном выполнении студентами экспериментов Циолковского на основе описания такой работы самим ученым («эксперименты по Циолковскому»). В качестве темы самостоятельного исследования можно предложить экспериментальное определение Циолковским коэффициентов сопротивления воздуха для тел различ¬ной формы с помощью знаменитой воздуходувки.

3. Важным итоговым событием в самостоятельной творческой работе студентов является активное участие в подготовке и проведении конференции «Связь времен», посвященной Циолковскому. Материалы конференции используются впоследствии студентами на педагогической практике, а выпускниками вуза — в самостоятельной педагогической работе.