ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

1. Ненасилие как ценность выступает в качестве альтернативы закону «уравновешивания», как особая сила, как преодоление эгоцентризма и выражение любви, как независимость и способность к позитивному взаимодействию, наконец, как принцип гуманистической педагогики. Ценность ненасилия признается многими учеными, в том числе и К.Э.Циолковским. Он считал, что культура ненасилия должна формироваться с самого раннего детства, а для этого необходимо построение образовательного процесса на ненасильственной основе.

2. Циолковский мечтал о создании ненасильственного мира в масштабах Вселенной, предлагал отказаться от всякого принуждения над людьми, так как был убежден, что «всякое насилие есть зло и страдание», которого в обществе быть не должно.

3. Константин Эдуардович считал, что именно образование и воспитание станут той отправной точкой, которая избавит Человечество от всякого насилия. Будучи сам педагогом с почти 40-летним стажем, он искал свои пути воспитания «совершенных людей». Ученый поддерживал новаторские подходы к образованию, связанные с идеей свободного воспитания, установление более гуманных отношений с учащимися. Идеи педагогики ненасилия нашли отражение в проекте школы Циолковского.

4. Циолковский считал, что образование должно быть направлено на достижение главной цели — сделать человека сильным, могущественным, способным создать вокруг себя разумный ненасильственный мир, где каждый человек обретет спокойствие и счастье.

5. Ученый-педагог считал, что всякого рода наказание — это подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней. Он требовал категорически отказаться от телесных наказаний, так как «принуждение обрушится на будущие поколения». Такие люди никогда не смогут быть свободны и счастливы, так как будут воспитаны как рабы. Отвечая на вопрос: «Имеют ли какое-нибудь влияние телесные страдания на человеческую душу и человеческую деятельность?», — Константин Эдуардович утверждает: «Причиняя муки другим, мы причиняем их нам самим в нашей будущей жизни».

6. Основываясь на положениях педагогики ненасилия великого педагога-гуманиста, мы должны стремиться воспитывать подрастающее поколение в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей (в том числе и гуманного отношения к самому себе — «истинного себялюбия»), бережного отношения к природе, всему живому, решению конфликтов без использования открытых и скрытых принуждения.