ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© А.И.Гусенков, А.А.Иванов, С.А.Тузиков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2001 г.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам изменения всей системы образования Российской Федерации в целях совершенствования подготовки учащихся всех уровней.

Особое место в этой связи занимают региональные учебно-научные комплексы именно космического образования, как региональные учебные центры, опирающиеся на гигантский научный, технический, образовательный и организационный потенциал, накопленный за предыдущие пять-семь десятилетий прошлого века в аэрокосмической сфере деятельности народного хозяйства бывшего СССР и затем Российской Федерации.

Космическое образование не является универсальным решением всех проблем системы образования, но имеет возможность стать своего рода локомотивом, особенно в решении части проблем, связанных с повышением качественной стороны образования: проблемы финансирования и материального обеспечения, стоящие перед системой образования, за счет возможностей использования в существующих новых условиях материальной базы в первую очередь университетов, а так же организаций и предприятий высокотехнологичной аэрокосмической отрасли. С точки зрения требований решения практических задач, стоящих перед обществом и государством, в настоящее время региональные учебно-научные комплексы космического образования способны обеспечить получение необходимого практического результата. Это, безусловно, определяется в существенной степени еще и все большим осознанием факта неотрывной связи космических явлений и событий земной жизни и пониманием Земли как части Космоса. «Человечество не останется вечно на Земле...» - эти слова, сказанные К.Э. Циолковским в начале прошлого века, когда еще не было полетов космических аппаратов на другие планеты, и люди еще не ходили по Луне, не только определяют позитивную программу развития человеческого общества на многие годы вперед, но и требуют решения определенных задач в области образования, по сути «космического» в глобальном смысле этого слова. Региональные учебно-научные комплексы космического образования могут стать существенными элементами целостной системы образования и обеспечить ей, прежде всего, на основе повышения качества обучения, новые возможности в соответствии с новыми изменившимися условиями жизни общества.