ПРИНЦИП НЕНАСИЛИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПРИНЦИП НЕНАСИЛИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

Одним из ведущих принципов, на которых Циолковский строит свое нравственное учение, стал принцип ненасилия. Суть его — в действиях, в повседневной жизни не проявлять по отношению ни к кому давления. Ибо оно даже в самой ограниченной степени приносит с собой страдание для всех. Милосердие к каждому, в конце концов, должно привести к тому, что благо станет обычной всеобщей формой поведения. Атомы, составляющие структуру каждого существа, соприкасаясь исключительно с добрыми чувствами, будут разносить их в космосе.

Те же, кто сам добровольно не отказывается от насилия, кто не понимает его разрушающего влияния, кто для этого недостаточно совершенен умственно, должны быть обезврежены другими членами общества. Правда, в этом случае возникает довольно сложная проблема: как совершить эту акцию, соблюдая принцип ненасильственности, как причинить человеку минимум страданий.

Циолковский предлагает в этих целях два средства: убеждение и ограничение свободы. Но так как ограничение свободы неизбежно влечет за собой ограничение счастья, необходимо добиваться полного исчезновения разного рода несовершенств в окружающем мире, особенно среди разумных индивидов. А пока о них нужно заботиться как обо всех, относиться к их страстям как к болезням, а к ним — как к больным. Эти существа должны пользоваться общими благами. Единственно, чего их надо лишать — это потомства, чтобы они не передали ему случайно свою нездоровую наследственность и не продолжили через составляющие их атомы распространение заразы на планете и во Вселенной.

Принцип ненасилия восходит в своем становлении к античной традиции, где он теоретически был обоснован Сократом. Во второй половине XIX века проблема ненасилия стала предметом бурных дебатов, диапазон которых колебался от провозглашения ненасилия основным двигателем исторического развития (Е.Дюринг) до представления его в качестве «экономической потенции» при переходе от старого к новому (Ф.Энгельс). В России наиболее убедительной, привлекательной и, как показало время, авторитетной стала концепция непротивленческого анархизма Л.Н.Толстого.

В современной этической литературе возобладал взгляд на ненасилие выдающегося ученого и гуманиста А.Швейцера, получивший определенное национально-религиозное оформление. В его русле и оеушествляется отечественное этическое творчество (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян Ю.А.Шрейдер и др.).