САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ И АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ И АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2001 г.

1. Как было показано автором, К.Э. Циолковский высказал один из ранних вариантов антропного принципа (АП), согласно которому структура Вселенной скоррелирована с присутствием в ней высокоорганизованных систем, включая человека. Циолковский сформулировал и деятельностный аспект АП: свойства Вселенной зависят также от преобразований, совершаемых в ней космическим разумом. АП выступает одним из ключевых принципов самоорганизующейся Вселенной. В нем выражена гармония Вселенной, её фундаментальных законов и констант (Вселенная «взрывным образом неустойчива» даже к малейшим изменениям комбинации некоторых из этих констант). Но смысл и философская интерпретация АП пока вызывает дискуссии.

2. Для понимания смысла АП является очень важным, что как физические законы, так и фундаментальные константы, «взрывная неустойчивость» которых к малейшим изменениям создает гармонию Вселенной, в её начальном состоянии, существовали лишь потенциально. Пространство, согласно теории, было многомерным, но затем, в процессе универсального эволюционизма, все измерения, кроме трех, компактифицировались. Не было ни элементарных частиц, которые возникли лишь через некоторое (хотя и очень короткое) время после «начального момента», ни фундаментальных физических законов, определяющих современную структуру Вселенной; они существовали, как следует из теории, в свернутом состоянии и приобретали статус действительных характеристик Вселенной только по мере становления соответствующих законов (что происходило, опять таки, довольно быстро после «начального момента»). Отсюда следует, что константы, о которых столько говорят в связи с АП, представляют собой нечто, возникшее хотя и близко к моменту спонтанного рождения Вселенной из вакуума, но не существовавшее изначально. Они, конечно, имеют отношение к ответу на вопрос: «почему Вселенная такая, какой мы её наблюдаем?» Но всё же эти законы и константы, как характеристики действительного мира, историчны. Об изменчивости физических законов говорил Дж.Уилер, правда, в ином контексте, вне связи с АП. Он применял к физическим законам термин «безграничная изменчивость», навеянный дарвиновской теорией эволюции. В этом контексте находит свое место и ситуация становления фундаментальных физических законов в ранней Вселенной.

Самый нетривиальный вопрос, возникающий в связи с АП, остается открытым: почему же всё-таки возник человек в нашей Вселенной? Непосредственное его исследование выступает, разумеется, объектом теории антропогенеза. Необходимо, однако, понять этот процесс в космическом ракурсе, то есть в контексте сценария универсального эволюционизма. В философских основаниях иостнеклассической науки ещё только вызревает мысль о необходимости возврата к пониманию Вселенной как органического целого, свойственная не только мудрости древнего Востока, но и Аристотелю. Этот процесс проявляется в усиливающемся влиянии на космологию различных биоаналогий (типа естественного отбора вселенных, галактик, звезд), которые постепенно приобретают значение большее, чем простые метафоры. Появляются отдельные попытки распространить на Вселенную модели «телеономической» или «квазителеологической» систем по аналогии с биологическими системами. Рассмотрение Вселенной как органически целостной системы постепенно пробивает себе дорогу в качестве идеала объяснения и описания всех явлений природы. Пока в этом отношении сделаны лишь самые первые шаги. Насколько эффективными окажутся эти модели, неясно — современные знания недостаточны для определенного ответа на этот вопрос. Но следует иметь в виду, что «цель», — это не обязательно «сознательная цель», понятие цели применяется и по отношению к разного рода квазителеономическим системам. Например, кибернетика в качестве цели рассматривает конечное состояние, к которому стремится система. К понятию цели в связи с интерпретацией АП подходит и синергетика. Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов, отвечая на вопросы: «куда идут процессы?», «как строится сложное эволюционное целое?», «каковы законы нелинейного синтеза?», пишут: «достижение цели одновременно означает и завершение действия, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное симметричное целое». Но и в данном случае, конечно, речь вовсе не идет о цели, сознательно поставленной трансцендентным фактором. Вряд ли можно полностью исключить, что будущий сценарий универсального эволюционизма в какой-то форме может включить в себя нечто вроде «квазицели», бессознательно осуществляемой самой природой. Этой квазицелью могут быть жизнь, разум, человек, через которого природа познает саму себя. Тогда может приобрести новый смысл идея вечности жизни, обсуждавшаяся В.И.Вернадским, Н.Ф.Овчинниковым и др. Ясно, что жизнь не может вечно существовать в нашей Вселенной, конечной по своим временным масштабам. Но она может оказаться потенциально вечной в Метавселенной, которой современная инфляционная космология приписывает пространственную и временную бесконечность. Не исключено, что эти потенциальные возможности способны осуществляться в тех минивселенных, где для этого создаются подходящие условия. Допустимо предположить, что жизнь, как и антропогенез, были включены в число потенциальных возможностей, заключенных в самых ранних эрах становления нашей Вселенной, которые и были «избраны» в ходе последовательных бифуркаций, и даже считать, с известной долей условности, что выбор именно этих возможностей детерминирует основные эры универсального эволюционизма. Напомним также о попытках разрабатывать сценарии будущего нашей Вселенной, многие

из черт которых сконструированы в ходе целеполагающей деятельности человека (К.Э. Циолковский, С.Лем и др.)

Тезисы данного доклада подготовлены при поддержке РГНФ, проект № 00-03-00163.