СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ - VITA

© О.И.Дробахин, А.М.Кулигин, В.И.Вовк
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2001 г.

Создана и успешно эксплуатируется международная глобальная спутниковая информационная система КОСПАС-САРСАТ. Действующая система позволяет в течение двух часов с момента подачи сигнала бедствия с аварийного радиомаяка принять информацию и передать координаты места бедствия на региональные пункты управления. В зависимости от места аварии по оптимальной схеме оказания помощи традиционными средствами (самолеты, вертолеты, суда) с учетом метеоусловий помощь может быть обеспечена через сутки и более. Государственное конструкторское бюро «Южное» совместно со специализированными предприятиями ведет исследования по усовершенствованию глобальной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ с целью сокращения времени реакции до минимума с момента подачи сигнала бедствия с аварийного радиомаяка до передачи координат места бедствия на региональные пункты управления и определению эффективности применения нетрадиционного всепогодного средства доставки спасательного комплекта к месту аварии с помощью тяжелых ракет типа РС-20 в труднодоступные и удаленные районы земного шара в минимально возможное время (<60 мин.), на расстояние 15 тыс. км с высокой точностью наведения на радиомаяк (~50м). Энергетические возможности ракеты типа РС-20 и постоянная готовность к пуску позволяют доставить спасательный модуль весом 5000 кг (в т.ч. вес спасательного комплекта 2500 кг) практически в любую точку земного шара, независимо от погодных условий, времени года и суток.

Применение системы оказания экстренной помощи - VITA на базе носителя типа РС-20 обеспечивает: минимально возможное время реагирования (доставка спасательного комплекта) по имеющимся координатам, терпящих бедствие; всепогодность применения; высокую точность доставки полезного груза в заданную точку; постоянную готовность к пуску максимальный радиус досягаемости. В состав спасательного комплекта могут входить: «катера-автоматы», надувные плоты, палатки, запасы топлива, пища, одежда, медикаменты, средства связи и обороны, инструменты и другие средства, позволяющие терпящим бедствие продержаться необходимое время до прихода основных средств спасения. В качестве спасательного модуля рассматривается специальная головная часть (спускаемый аппарат). В состав спускаемого аппарата входят следующие основные системы и агрегаты: планер (корпус); системы управления движением, наведением и исполнительные органы; комплекс средств обеспечения посадки — управляемая парашютно-грузовая система — (тормозной, основной управляемый парашют, подвесной приборный контейнер управления куполом); спасательный комплект. Точность доставки спускаемого аппарата со спасательным комплектом на конечном участке полета к терпящим бедствие (на сигнал радиомаяка, радиобуя) осуществляется управляемой парашютно-грузовой системой. Для доставки спускаемого аппарата ракетой в любую точку земной поверхности предлагается разместить пусковые базы в шести странах мира: Черчилл (Канада), Западный испытательный полигон (США), Куру (Бразилия), Анне (Норвегия), Байконур (Казахстан), Тхумба (Индия). Создание системы оказания экстренной помощи целесообразно вести в рамках международного сотрудничества с участием ракетных и специализированных фирм России, Франции, Англии, США, Индии, Китая и др. государств с использованием передовой технологии при разработке отдельных частей ракетного комплекса, спасательного комплекта, информационных систем, бортовой и наземной аппаратуры управления. Срок реализации проекта ориентировочно 4 года (демонстрационный пуск). Ориентировочная стоимость одной спасательной операции при существующей инфраструктуре составляет ~$30 млн.