СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ КОСМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ КОСМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2001 г.

Оптимистические прогнозы быстрого развития космических производств (КП) базировались на реальных технических достижениях, подтвердивших возможности получения уникальной продукции (кристаллов особо чистых материалов, лекарственных препаратов, в которых имеются реальные потребности). Пока они не оправдались. Наряду с рассмотренными ранее факторами, определяющими перспективы коммерциализации потенциала КП (транспортные тарифы на трассе «Земля-Орбита-Земля», риски космических проектов, использование продукции КП на орбите для обеспечения других космических программ), для реализации этих прогнозов большое значение имеют рассматриваемые в докладе в порядке постановки вопросы стратегического управления созданием и развитием КП. Методы и модели стратегического менеджмента и маркетинга товаров промышленного назначения широко применяются во многих областях и быстро совершенствуются. По мнению авторов, их использование было бы полезным для преодоления барьеров, которые в последние годы сдерживают коммерциализацию КП.

В докладе выделены и рассмотрены следующие актуальные задачи стратегического управления созданием и развитием КП:

- Разработка, обоснование и согласование (желательно на международном уровне, с учётом тенденций глобализации экономики) стратегических целей создания и развития КП.

- Анализ альтернативных стратегий развития КП с использованием ценностного подхода к анализу ожидаемых результатов с позиций промежуточных и конечных потребителей. Использование гибких стратегий для адаптации к быстрым и труднопрогнозируемым изменениям внешних условий развития КП.

- Анализ рациональной кооперации при реализации стратегий с учётом преимуществ международного разделения труда, использования современных форм долгосрочного стратегического сотрудничества (партнерства, стратегических альянсов) для объединения усилий основных звеньев производственных цепей, соединяющих продукцию будущих КП с конечными потребителями.

- Разработка и реализация функциональных стратегий (в первую очередь маркетинговых, инвестиционных, инновационных), направленных на создание реальных конкурентных преимуществ конкретных производств с ориентацией на конечных потребителей.